Важнейшие сюжетные линии этого сценария нашли свое отражение в Федеральной целевой программе "Социально-экономическое развитие Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 2020 года", а также в поручениях и указаниях президента России В.В.Путина, который держит вопросы развития региона под личным контролем.
Целевая программа позволяет создать инфраструктурный каркас нашей республики. Общий объем финансирования программы составит 681,2 млрд рублей, из которых средств федерального бюджета - 658,2 млрд рублей. Среди первостепенных задач, которые требуют незамедлительного решения, - обеспечение энергетической независимости и транспортной доступности полуострова, развитие на новой, рациональной основе орошаемого земледелия, модернизация всей устаревшей инфраструктуры полуострова, строительство водоочистных сооружений и организация безопасной для экологии системы утилизации твердых бытовых отходов.
Из-за пренебрежительного отношения центральных киевских властей инфраструктура Крыма за последние два десятилетия пришла в серьезный упадок. В плохом состоянии система городских водопроводов, чей износ составляет 49%, износ канализационных сетей - 56%, основная часть тепловых трасс нуждается в капитальном ремонте, а многие автомобильные дороги Крыма не реконструировались с 1980-х годов. Около 80% воды поступало на его территорию через Северо-Крымский канал из Днепра, что в связи с его перекрытием Украиной привело этим летом к известным проблемам с водоснабжением агрохозяйственного комплекса республики.
Также на 80% Крым зависит и от импорта электроэнергии. Киев долгое время сознательно консервировал энергетическую зависимость полуострова. Разумеется, в новых условиях мы с таким положением дел мириться не можем. Поэтому для обеспечения создаваемых в Крыму электростанций произойдет реконструкция существующих газовых магистралей и Глебовского газохранилища, увеличение объемов добычи газа и постройка магистрального газопровода Крым - Кубань через Керченский пролив. Планируемые мероприятия позволят полностью обеспечить не только топливом тепловую генерацию, которая будет создана в Крыму до 2017 года, но и энергетическую независимость полуострова.
Вместе с федеральными органами власти мы в ближайшее время завершим работу по формированию перечня программ, которые определят инфраструктурное развитие полуострова. При правительстве Республики Крым сегодня создан специальный совет, которому поручено давать оценку инвестиционным проектам с точки зрения их качества и целесообразности реализации. Для нас главное, чтобы инвестор был зарегистрирован в Крыму, платил здесь налоги, создавал рабочие места для крымчан. Вместе с тем инвестиций полуострову действительно не хватает. Объем накопленных прямых иностранных инвестиций в настоящее время составляет всего 1,5 млрд долларов США. Конечно же, инвесторы внимательно следят за развитием политической ситуации, связанной с санкциями против России и Крыма. Однако не следует считать, что Крым навсегда превратился в "островную" территорию.
Да, в Киеве среди политического истеблишмента пока доминируют антироссийские и русофобские настроения. В то же время реальные экономические интересы Украины заключаются в тесных связях с Российской Федерацией, в том числе и с Крымом. Рано или поздно именно этот фактор сыграет свою роль в разблокировании взаимовыгодного сотрудничества между нами. Кроме того, создание прочной транспортной связки Крыма с материковой частью России снимет в перспективе большую часть текущих логистических проблем. Но на ближайшее время - в течение трех-пяти лет - наша задача заключается в том, чтобы вывести инфраструктуру Крыма на среднероссийский уровень. Мы отчетливо понимаем, что горизонты планирования не могут исчерпываться пятилетним сроком или быть ограничены датой завершения Федеральной целевой программы. Важнейшим стимулом для самостоятельного развития региона должны стать благоприятные условия, позволяющие привлекать частный бизнес и негосударственные инвестиции в экономику полуострова.
В этом плане создание в Крыму особой экономической зоны (ОЭЗ) будет способствовать развитию новых субъектов предпринимательской деятельности, даст импульс для многих отраслей промышленности и сферы услуг, освободив федеральный бюджет от дополнительной нагрузки. Как показывает мировой опыт, такой подход позволяет осуществлять догоняющее развитие территорий не только за счет прямой финансовой помощи из центра, но и путем создания действенных рыночных стимулов и механизмов инвестиционного финансирования. Эта потенциальная функция ОЭЗ особенно актуальна для Крыма. Разработка законопроекта о создании в республике особой экономической зоны уже началась. В ходе его обсуждения было внесено много предложений и дополнений со стороны депутатов всех уровней, федеральных и республиканских министерств и ведомств, крымской общественности. При этом мы должны учитывать, что крымская ОЭЗ формируется в особых, нестандартных условиях, связанных с применением западными странами режима санкций и прямых запретов на использование, в частности транспортной и иной инфраструктуры полуострова.
Мы обязательно учитываем и мнение представителей делового сообщества. Как представляется, все предложения должны быть тщательно проработаны. Нам важно сконструировать реально действующую, я бы сказал, безбарьерную модель функционирования ОЭЗ, основанную на минимальном администрировании, упрощении бюрократических процедур и максимальной свободе для бизнеса, особенно среднего и малого. В этом плане существенные льготы - сниженный налог на прибыль, на добавленную стоимость, отмена ввозного НДС - будут предусмотрены для туристической сферы, сельского хозяйства, промышленности и строительства.
Сегодня идет дискуссия о сроках действия особой экономической зоны. Есть различные мнения: пять, десять и двадцать пять лет. Мы за то, чтобы этот статус действовал как минимум 25 лет. А возможно, и до 50 - чтобы бизнес видел для себя долгосрочную перспективу.
Наши эксперты внимательно изучили примеры создания подобных экономических зон в России. Мы видим, что ряд ОЭЗ оказались не столь эффективными, как это планировалось, из-за отсутствия реальной согласованности между государственной политикой и интересами малого и среднего предпринимательства, чрезмерной ориентированности налоговых и финансовых органов на краткосрочные фискальные нужды.
А как правило, именно малые и средние компании составляют основную часть резидентов ОЭЗ. Достижение этого баланса - одна из ключевых задач инновационной политики государства и политики регионального развития Крыма на ближайшую перспективу. Ну и наконец, стратегия развития многих особых экономических зон изначально не включала в себя четких представлений, как и за счет чего будут достигнуты экономические и инновационные результаты. Крым в этом плане пока еще tabula rasa, "чистая доска", на которой еще предстоит написать нечто содержательное, создать новый для нашей страны тип хозяйственно-территориального образования.
Очевидно, что дополнительного внимания потребуют вопросы институционального оформления зоны и совершенствования ее нормативно-правовой базы. Возможно, есть смысл подумать над появлением отдельных законопроектов, предусматривающих предоставление льгот и преференций отраслевым структурам, осуществляющим наиболее полезные инвестиции в экономику Крыма. При этом региональное инвестиционное законодательство должно быть не одинаковым для всех, а, наоборот, дифференцированным в зависимости от срока и объемов инвестиций, доли затрат, произведенных на территории ОЭЗ, важности и приоритетности осуществляемого проекта для экономики региона и страны в целом. Увеличению экономического эффекта от функционирования такой системы способствовало бы гибкое применение государством мер стимулирования, предоставление гарантийной поддержки инвестиционных кредитов, вовлечение ведущих российских банков к работе в Крыму.
Анализ российской и зарубежной практики показывает, что сколько-нибудь масштабное привлечение инвестиций в ОЭЗ невозможно без организации целостной системы управления инвестиционной привлекательностью региона. Для этого наши эксперты предлагают создать специальную организацию - Крымское инвестиционное агентство, которое будет предметно заниматься вопросами привлечения инвесторов и сопровождением инвестпроектов.
Важным инструментом их вовлечения в деятельность ОЭЗ может стать Черноморский экономический форум, который мы предлагаем проводить в Крыму на регулярной основе. Как представляется, он должен не только превратиться в площадку заключения инвестиционных контрактов, но и стать местом для серьезной дискуссии об экономической стратегии развития страны, о применении новых инструментов и методов подъема благосостояния населения России.
Не менее значимый вопрос для обеспечения привлекательности республики - создание такого эффективного и широкоприменяемого в мировой практике инструмента, как конгрессно-выставочный центр (КрымЭКСПО), который важен еще и с точки зрения поддержки режима круглогодичного функционирования гостиничного комплекса полуострова.
В борьбе за будущее выигрывают те, кто делает ставку на развитие высоких технологий. Это аксиома современного мира. Убежден в том, что нам сегодня надо проработать вопрос о возможности создания своего рода "Крымской силиконовой долины", где бы разместились современные предприятия в области связи и микроэлектроники, а также Крымского технопарка. Развитие инновационных технологий на полуострове должно происходить с учетом опыта и достижений в различных отраслях экономики Крыма, существовавших еще в советский период. Можно вспомнить производство телевизоров "Фотон", судостроительные и судоремонтные заводы, крупные предприятия консервной промышленности, агропромышленные предприятия интенсивного садоводства и тепличные комплексы, уникальное производство эфиромасличных культур и так далее. Современные промышленные и аграрные технологии должны базироваться на последних достижениях научной мысли. В этой связи целесообразно рассмотреть вопрос о создании в Симферополе крымского отделения Российской академии наук.
Проблем и забот много. Правительству республики предстоит серьезная и вдумчивая работа по формированию инвестиционного портфеля, охватывающего все сферы экономики. В промышленности, где сегодня работает более 2 тысяч крупных, средних и мелких предприятий, основное внимание будет уделено модернизации существующих предприятий и созданию новых в таких отраслях, как добывающая промышленность, электроэнергетика, химическая промышленность, точное машиностроение и электроника.
Самое серьезное внимание правительство республики намерено уделять развитию агропромышленного сектора экономики. В этом году крымчане столкнулись с серьезными проблемами в сфере производства и снабжения продуктов питания. В результате перекрытия Северо-Крымского канала были практически уничтожены посевы риса, сократилось производство других зерновых культур и в целом продукции растениеводства. Естественно, это не могло не вызвать кризис в животноводстве и перерабатывающей промышленности. Многие продукты питания, которые традиционно поступали из различных регионов Украины, пришлось в срочном порядке заменять поставками из России. Увеличение транспортной составляющей привело к росту цен на ряд товаров. Необходимо в самые сжатые сроки создать мощную производственную агропромышленную базу на полуострове. Крым не только может и должен обеспечивать себя основными продуктами питания, но и поставлять многие товары продовольственной группы в другие регионы России, а также осуществлять их экспорт. Достижению этих целей будет способствовать внедрение энергосберегающих технологий в агропромышленный сектор, создание новых предприятий перерабатывающей промышленности, строительство современных логистических центров по обработке и длительному хранению овощей и фруктов, крупных инновационных тепличных комплексов, животноводческих и рыбных ферм.
Огромная работа предстоит в транспортной сфере. Этим летом многие гости полуострова могли на себе ощутить те проблемы в транспортной инфраструктуре полуострова, которые копились годами. Объективно у нас не было ни времени, ни возможности, чтобы ликвидировать эти проблемы в столь короткий срок и должным образом подготовиться к курортному сезону. Несмотря на известные сложности, нам, согласно предварительным итогам, удалось обеспечить отдых в Крыму около 3 млн туристов из России и Украины. Учитывая, что строительство транспортного перехода (моста или тоннеля) через Керченский пролив, который станет нашей главной транспортной артерией, продлится несколько лет, на будущий год мы намерены максимально задействовать все существующие порты, четко выстроив транспортную логистику с разделением транспортных потоков - пассажирского и грузового. Мы думаем о многовариантности портовых отправлений как со стороны Краснодарского края и Ростовской области (Порт Кавказ, Новороссийск, Анапа, Геленджик, Ростов-на-Дону, Таганрог), так и со стороны Крыма (Керчь, Феодосия, Ялта, Севастополь, Евпатория). Кроме того, правительство республики намерено создать судоходную компанию, основанную на частно-государственном партнерстве, а также уделить самое серьезное внимание реконструкции портовых сооружений и береговой инфраструктуры. Все эти меры, как я надеюсь, позволят уже в будущем году увеличить пассажирский и грузовой поток, существенно облегчить доступ туристов в Крым наземным и морским путем.
Многое будет зависеть от того, удастся ли повысить пропускную способность крымских аэропортов. Все лето симферопольский аэропорт - воздушные ворота в Крым - работал на грани логистических возможностей, принимая по 90 бортов в день. Аэродромные комплексы аэропортов Симферополь и Бельбек (под Севастополем) будут реконструированы, что также отразится на росте пассажиропотока. Прорабатывается вопрос и о полной реконструкции аэропорта в Керчи. Могу уверить всех россиян, что уже в следующем году они увидят кардинальные изменения в транспортной сфере.
Последние события в Крыму и на Украине отразились и на банковской сфере. С тех пор, как Крым стал российским, деятельность зарегистрированных на территории Украины банков в республике была остановлена. В итоге на некоторое время территория Крыма оказалась вообще лишена банковских услуг. Самые большие сложности связаны с тем, что крупнейшие банки Российской Федерации по разным причинам не могут работать в Крыму. Сбербанк, ВТБ24, Альфа-Банк вынуждены были свернуть деятельность на территории Крыма. В итоге осваивать новую территорию устремились некрупные российские банки. К середине июля в Крыму работало 425 банковских подразделений, в то время как ранее эту территорию обслуживало более 1 тыс. отделений банков. Поэтому банковскую систему в Крыму приходится создавать фактически с нуля. В противном случае отсутствие финансово-кредитных учреждений серьезно осложнит планы по созданию ОЭЗ.
О санаторно-курортном комплексе следует сказать особо - ведь для большинства россиян, и не только россиян, Крым устойчиво ассоциируется с морем, солнцем, пляжем и отдыхом. Несмотря на процветание отдельных курортных и туристических центров, в целом туристическая отрасль нуждается в серьезной модернизации, так как сами по себе климатические условия, ландшафты, исторические и архитектурные достопримечательности не обеспечивают притока туристов. Ведь не секрет, что основная причина низкой эффективности эксплуатации природных и материальных ресурсов курортной сферы состоит в неприспособленности большинства учреждений к круглогодичной работе, поэтому 60% отдыхающих приходится на июль-август. Необходимо всемерно развивать и нетрадиционные формы туризма: сельский туризм, культурно-познавательный, яхтенный и круизный, этнографический, паломнический, литературный, научный, спортивный и многие другие. Все предпосылки для этого у нас имеются.
Подчеркну, что руководство республики осознанно отдает приоритет развитию малого и среднего бизнеса, его стимулированию в рамках специальной программы. Эти меры помогут обеспечить формирование многочисленного среднего класса, создать тысячи рабочих мест, что станет основой политической и социальной стабильности республики. Ведь дальнейшее развитие полуострова, судьба его экономики - это политический вопрос, это вопрос доверия почти двух миллионов избирателей, проголосовавших в марте на референдуме за вхождение в состав России. Относительно мирная смена власти в Крыму и кажущаяся, на первый взгляд, легкость этой смены породили в значительной части российского общества чувство радости и подъема, и мы не должны разочаровать наш народ досадными промахами и ошибками. Только эффективные действия в экономике и социальной политике в сочетании с жестким антикоррупционным контролем станут залогом превращения Крыма в действительно процветающий, эталонный субъект Российской Федерации.
Это станет главной политической и исторической победой для всей российской власти.