Иван Щеголев, режиссер, актер:
Надежда умирает последней. Особенно надежда на хорошую пенсию. Люди сегодня перестали надеяться на обеспеченную старость, что, безусловно, отражается на поведении молодого поколения. К сожалению, сегодня пенсия подобна вере в жизнь после смерти. Никто не знает, есть ли жизнь после выхода на пенсию или нет.
Подготовиться к старости возможно. Прежде всего надо много работать и держаться до последнего. Особенно, если работа в гуманитарной области (не представляю себе режиссера или писателя, ушедшего на пенсию). Представителям вредной работы или профессий, с тяжелыми физическим нагрузками, конечно, сложнее. Именно об этих гражданах государству стоит думать больше всего. Кстати, было бы неплохо облагать дополнительными налогами известных артистов, музыкантов и прочий креативный класс, а деньги перечислять как раз в пользу трудящихся на заводах, в шахтах, спасателей и прочих. Ведь уход с работы для "вредников" неизбежен, а писать мемуары они не умеют. Также шахтерам, работникам заводов и другим профессиональным героям имеет смысл обучаться финансовой грамотности и надеяться все больше на себя. Превзойти популярную сегодня мысль, сдавать на лето дачу или квартиру, научившись разбираться в инвестициях.
Правда, я уверен, что государство не оставит людей, не имеющих большие доходы в настоящее время. Другое дело, не стоит ждать от нашего правительство пенсий, сравнимых с западноевропейскими. На Западе (в Германии или Канаде, например), все же, люди отдают треть, а то и больше от своих доходов. Ну, а у нас всего несколько процентов. Поэтому, кстати, наши пенсионеры стаптывают калоши, работая курьерами, или раздают листовки. Деньги на хлеб с маслом есть; привилегии со скидками тоже. Однако хочется жить красиво, как жилось когда-то в молодости.
Накопительную часть пенсии, о которой пишет "Российская газета", возможно, стоит вообще упразднить, предоставив нашим людям возможность самим разбираться с заработанными средствами. Ну или хотя бы осчастливить людей выбором между пенсионным фондом, инвестициями и, допустим, валютой, зашитой в подушку.
Кстати говоря, не все в нашей стране доживают до пенсии (особенно мужчины), оставляя, тем не менее, пенсионные накопления. Может быть, юридически эти накопления и наследуются, но на практике, де-факто, этот процесс сложный и в подавляющем большинстве случаев не практикуется. Что, без всякого сомнения, большое упущение. Я не знаю, где деньги людей, не доживших до пенсии, но думаю, все могло бы сильно измениться, введи мы практику наследования пенсий.
Ну, а пока будем работать, работать и еще раз работать.