Новости

03.09.2014 21:03
Рубрика: Экономика

Бизнес в пролете

Реанимировать малые аэродромы Среднего Урала без помощи государства предпринимателям оказалось не по силам
На Среднем Урале несколько частников, купивших было малые аэродромы, разочаровались в своих приобретениях и решили их перепродать. Изначально предприниматели рассчитывали, что поставить дело "на крыло" помогут региональные власти, которые три года назад и выступили с инициативой возрождения малой авиации (об этом в свое время писала "РГ" в материале "Ставка на крыло", "Экономика УрФО" от 28.08.13.). Однако сложности с наполнением бюджета поставили крест на благих намерениях.

Заход на второй круг

Недавно сразу несколько предпринимателей, купивших малые аэродромы обанкротившегося Второго свердловского авиапредприятия (100 процентов ОАО  "Второе САП" принадлежало государству), решили избавиться от приобретенных активов. Так, глава ООО "Аэроурал" Руслан Исмаилов рассказал "РГ", что уже продал посадочную площадку в Ивделе, а также по 50 процентов акций аэродромов в Туринске и Алапаевске. Причина - их убыточность.

Помимо наземных активов, "Аэроурал" в свое время приобрел несколько самолетов Ан-2 и два вертолета Ми-8, отремонтировал их на кредитные средства, вложился в обучение пилотов. Предприниматель рассчитывал, что заработает на выполнении санзаданий, перевозке почты и пассажиров в труднодоступные места, а также на мониторинге природных пожаров. Компания даже выиграла тендер на авиалесоохрану, но оказалась заложником холодного уральского лета. Других заданий, увы, не поступало. В итоге фирма выручила за сезон около 10 миллионов рублей, при том что ремонт одного только вертолета обошелся в такую же сумму.

Анатолий Копусов и Михаил Арганович заявили о продаже посадочных площадок в Красноуфимске и Гарях, которые также были наследием Второго САП. Анатолий Копусов на вопрос "РГ" ответил, что уже устал заниматься бумагами. На их оформление он потратил около 500 тысяч рублей, при этом до авиационных документов дело все еще не дошло. Михаил Арганович, который был инициатором проекта и подтолкнул к участию в нем своего партнера, продвинулся чуть дальше: в октябре 2013 года Гаринский аэродром получил аэронавигационный паспорт. В этот объект предприниматель вложил порядка 1,5 миллиона рублей, а теперь, несмотря на любовь к небу, думает от этого актива избавиться. По его словам, можно было бы зарабатывать на парашютистах, прогулочных полетах и экотуризме. Однако для этого необходимо обеспечить инфраструктуру - отремонтировать административное здание и построить ангар для воздушных судов, что обойдется примерно в 12 миллионов рублей. Столько бизнесмен вложить не готов. Изначально он рассчитывал реанимировать аэродром на у
словиях государственно-частного партнерства.

- Была идея создания санитарной авиации, оказывать медпомощь в стадии реабилитации, проводить диспансеризацию населения отдаленных районов Свердловской области. Например, месяц летают в глубинку кардиологи, потом офтальмологи и так далее. На посадочной площадке разворачивали бы лагерь, - рассказывает о задумках Михаил Арганович. Он долгое время вел переговоры с властями, однако они ни к чему не привели.

С небес на землю

Региональные чиновники дали предпринимателям повод для надежды в 2011 году, когда заявили о намерении возродить местное авиасообщение на условиях государственно-частного партнерства. Для этого было создано ОАО "Аэропорт Уктус", акции которого планировали поделить область и УГМК-Холдинг. Для этих целей в свердловском бюджете на 2012 год запланировали 200 миллионов рублей, однако в итоге регион не выкупил свой пакет. Изучив вопрос детально, областные власти решили, что средства налогоплательщиков бессмысленно вкладывать в восстановление малых аэродромов Второго САП.

На сегодня потребность в регулярных пассажирских перевозках между населенными пунктами Свердловской области отсутствует, сообщил "РГ" начальник отдела регионального минтранса Юрий Кожевников.

- Первое - это высокая стоимость перевозок. Второе - в области имеется разветвленная сеть автомобильных и железных дорог, действуют пригородные автобусные маршруты. Третье - в нашем регионе пассажирское авиасообщение фактически действовало лишь между труднодоступными районами, например в Гарях и Сосьве, да и то в межсезонье. Выполнялось порядка 10 рейсов в месяц. При этом стоимость билета была высокой. Мы изучили опыт Ямала - они приобрели суда на воздушной подушке - и купили такое же для Гаринского района. Стоимость такого транспорта - несколько миллионов рублей, цена билета доступная, в эксплуатации он значительно проще, так как может использоваться в любое время суток и круглый год. Таким образом, проблему транспорта в труднодоступных районах мы сняли.

Чиновник также отметил, что площадки Второго САП пришли в упадок и их восстановление в соответствии с действующими требованиями весьма затратно.

Что же касается авиалесоохраны и сельхознужд, то для этого не требуется особой инфраструктуры в виде специальных посадочных площадок. Тем более в том количестве, как это было "при жизни" Второго САП. Для санавиации наследие банкрота также не годится: нецелесообразно доставлять раненого в промежуточную точку, откуда его придется еще везти в больницу. Поэтому в регионе уже построены площадки на важных автотрассах, планируется создать их и при медучреждениях.

Тяжелы на подъем

Идею строить бизнес на развитии малых аэродромов многие эксперты считают утопичной. В России без господдержки это невозможно, уверен гендиректор ассоциации "Аэропорт" Гражданской авиации Виктор Горбачев.

- У нас требования к аэродромам местных воздушных линий едва ли не такие же, как, например, к Шереметьево. Они должны иметь ряд специальных служб, проходящих сертификацию, обеспечить систему авиационной безопасности и так далее. Это громадные деньги, при этом полетов почти нет. Соответственно они задирают аэропортовые сборы, и перевозчикам невыгодно туда летать, - поясняет он.

А вот главный редактор агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев полагает, что на посадочных площадках все же можно заработать. Но лишь в том случае, если высок платежеспособный спрос.

- Есть прямая зависимость между числом состоятельных людей в регионе и количеством частных воздушных судов. А если есть такие суда, востребованы и площадки, - говорит эксперт.

По его словам, за вертолетные площадки в Подмосковье идет острая конкуренция, однако на Урале и в других регионах рынок еще не настолько разогрет.

- Самым обеспеченным владельцам частных воздушных судов малые аэродромы не нужны: эти люди могут летать на бизнес-джетах в крупные аэропорты или пользоваться собственными вертолетными площадками. Вторая категория - частники-нелегалы, которым наземная инфраструктура не по карману. Есть еще легальные владельцы, но пока их не так много, чтобы обеспечить бизнес операторам небольших аэродромов, - отмечает Олег Пантелеев.

Руслан Исмаилов считает разумным создать в области госучреждение, которое бы обеспечивало все авиационные потребности региона.

- Мы сдадим бесплатно самолеты и аэродромы, а они пусть выделят деньги на содержание персонала и техники. На все про все нужно несколько десятков миллионов рублей, - рассуждает он.

Однако найти поддержку у чиновников ему пока не удалось.

Деньги из воздуха

Между тем интерес к наземной инфраструктуре для малой авиации у предпринимателей Свердловской области все же есть. Анатолий Копусов и Михаил Арганович говорят, что получили уже несколько предложений от потенциальных покупателей. Правда, все они из других регионов.

А вот глава "САП 111-Системы Аэродромных Партнерств" Евгений Борисов, который также приобрел часть активов Второго САП, не собирается их перепродавать и не рассчитывает на господдержку. Фирма купила аэродромы в Сосьве, Серове и Таборах. На первые два уже получены аэронавигационные документы. В Сосьве открыта гостиница, восстановлена система электроснабжения и другая инфраструктура, необходимая для обеспечения безопасного взлета и посадки, работает видеонаблюдение, набран персонал и т. д. В дальнейшем планируется организовать собственный заправочный комплекс. Услугами площадки пользуются компании, выполняющие авиаработы, в частности облет нефтепровода. Помимо этого, владелец аэродрома рассчитывает сотрудничать с авиакомпаниями, которые будут брать на борт экотуристов и парашютистов. Правда, он все же признает, что частники, покупающие малые аэродромы, "больше похожи на сумасшедших": слишком много возни с документами, а сколько нужно вложить в разрушенную инфраструктуру и ждать окупаемости...

Кроме "сумасшедших" частников аэродромы успешно берут под крыло госкорпорации. Так, благодаря Уральскому заводу гражданской авиации (УЗГА, входит в ГК "Ростех"), возрождается аэродром Уктус (его инфраструктуру предприятие арендует у УГМК).

- Мы вернули Уктусу статус аэродрома и активно эксплуатируем: там испытываются самолеты, которые мы собираем. Планируем и дальше поддерживать аэродром, его инфраструктуру, - рассказал глава УЗГА Вадим Бадеха.

Уралвагонзавод планирует реконструкцию аэродрома Салка: как рассказал "РГ" директор по работе с государственными и общественными организациями УВЗ Юрий Лыжин, корпорация подготовила заявку на бюджетирование проекта.

Экономика Транспорт Авиатранспорт Экономика Бизнес Филиалы РГ Урал и Западная Сибирь УрФО Свердловская область