О чем, напомню, речь. По версии следствия, в 2010-2011 годах два региональных министерства - по социальной политике и строительству, районная администрация и строительная фирма заключили соглашения об улучшении жилищных условий ветеранов в рамках соответствующей государственной программы. Причем глава администрации района приложил немало усилий для того, чтобы ветераны согласились вложить свои сертификаты именно в это строительство, заключив договор долевого участия в строительстве с директором "Ремстройбизнес" Александром Скобцовым, а не покупать, к примеру, жилье на вторичном рынке (закон это позволял). Всего было построено десять домов на самой окраине поселка: девять для ветеранов и один для сирот. Фирма-подрядчик, скажем так, "соорудила" это жилье. Чиновники их приняли в эксплуатацию и подписали соответствующие акты. По этим документам строители получили из госбюджета более двадцати миллионов рублей. Однако жить в этих строениях оказалось невозможно.
Пока шло следствие, бывший глава администрации Куйбышевского района Игорь Феденков стал главой более крупного района - Кировского. А четверть ветеранов умерло, так и не пожив в хороших условиях.
И вот вердикт Кировского районного суда Калужской области: "Феденков Игорь Николаевич признан невиновным по предъявленному обвинению в совершении преступлений, предусмотренных ч. 4 ст. 159, ч. 3 ст. 285 УК РФ, и оправдан за отсутствием в деянии составов преступлений. Скобцов Александр Андреевич (гендиректор фирмы "Ремстройбизнес") признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 159.4 ч. 1 УК РФ ...и ему назначено наказание в виде штрафа в размере четырехсот пятидесяти тысяч рублей"...
Хотя гособвинитель требовал для подсудимых по 7 лет колонии общего режима, а также миллионный штраф коммерсанту.
- Главу района сажать надо, а он в рост, на повышение, в Киров отправили, оправдали, - возмущается ветеран войны Николай Иванович Богомолов, промучившийся две зимы в промерзающем доме.
Он с радостью переехал в новый дом на улице Строителей в поселок Бетлица из деревни Муравьевка. Николаю Ивановичу 89 лет, у него четыре ранения и контузия.
- Зимой холодно было очень, - рассказал о своем житье в новом доме Николай Богомолов. - Стены пустые - хоть бы опилками их завалили! На кухне воды нет, промерзло все, за водой в туалет ходил. В ванной нет батарей, холодно - не мылся. Пожаловался было, что надо поставить радиаторы, так ответили: плати - поставим. ..
Николай Иванович Богомолов - человек геройский и заслуженный. Воевать начал в 17 лет. У него, что называется, вся грудь в орденах. И сам горел, и командира из горящего танка спасал, и фашистского полковника за детей, утопленных в колодце, на танке гонял. Он рассказывает, как воевал, обрадовавшись журналистскому вниманию, но и обиды сдержать не в силах. Получается, если сегодня он стар и болен, значит, по-чиновничьей логике, его можно безнаказанно обидеть?
Уголовное дело, фигурантами которого стали Игорь Феденков и Александр Скобцев, было возбуждено лишь в феврале этого года после жалобы ветеранов в прокуратуру - до этого люди все терпели и ждали обещанного исправления недоделок.
По версии следствия, при строительстве жилья по президентской программе подельники похитили почти половину его стоимости. Как показала проведенная в ходе следствия экспертиза, строители практически все материалы заменили на самые дешевые. Эти дома построены из пенобетонных блоков в один кирпич, с внешней стороны их обшили сайдингом - ни утеплителя, ни паро- и ветрозащиты в стенах нет. Полы черновые - из теса. Дешевая железная дверь - без утепления. Ни намека на ондулин на крыше. Окна хоть и пластиковые, но щели такие, что ветром сдувает. В результате в квартирах ветеранов зимой температура при работающем на полную мощность обогревательном котле не поднималась выше 16 градусов, а в морозы и вовсе опускалась до 6-9 градусов.
Хотелось спросить судью Кировского райсуда Владимира Прискокова, почему он не нашел в действиях главы администрации района преступления, а наказание для подрядчика выбрал предельно мягкое? Но встретиться или связаться с ним по телефону не удалось. Как заметили его коллеги, а что, мол, вы хотите, "судья имеет право на свое решение"...
Нисколько не собираюсь это право умалять. Просто, знакомясь с материалами этого дела, у меня возникает масса вопросов. Допустим, и глава администрации района Феденков, и руководитель стройфирмы Скобцов обвинялись в совершении мошенничества. Причем Феденков еще обвинялся и в злоупотреблении должностными полномочиями. Но как так вышло, что вывод суда не соответствует фактическим обстоятельствам уголовного дела? Почему не учтены обстоятельства, которые могли существенно повлиять на выводы суда?
А как понять такой пассаж? Факт оказания Феденковым давления на своего заместителя Беляя в целях незаконной выдачи последним разрешений на строительство и на ввод жилья в эксплуатацию установлен судом и подтверждается, говоря языком юристов, совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств (есть показания девяти свидетелей). А судья делает вывод о том, что давление на сотрудников администрации и угрозы в их адрес "не свидетельствуют о злоупотреблении главой администрации Феденковым И.Н. своими должностными полномочиями", поскольку заместитель главы администрации района Беляй С.Н. был уполномочен и имел право самостоятельно дать разрешение"?! При этом суд совершенно забыл, что одно из разрешений на строительство, которое Беляй отказался категорически подписать в связи с его незаконностью, Феденков подписал лично.
Если прочитать приговор суда, получается, что чиновники, подписывая заведомо незаконные и подложные документы, позволяющие начать строительство, привлечь средства граждан, никакой ответственности за свои действия не несут?
Тут, пожалуй, и Салтыков-Щедрин может отдыхать.
И это не все. Следствием установлено, что глава администрации и руководитель стройфирмы находятся в дружеских отношениях. Скобцов не раз хвастался этим. И свидетели говорят об этом. Но судом сделан вывод о том, что "государственным обвинителем не было представлено и в судебном заседании не было добыто доказательств, что Феденков И.Н. и Скобцов А.А. находились между собой в дружеских отношениях".
Видимо, судья слышал только главу района, который горячо уверял, что ничего не знает о недоделках, мол, во всем виноваты подчиненные. Кстати, для выяснения правды следователи предложили Феденкову пройти тест на детекторе лжи. И полиграф показал, что он лжет. Как, собственно, не сказал он правды и о том, что из тех же пеноблоков и сайдинга, что строилось жилье для ветеранов, ему была построена банька... Согласно показаниям прораба, руководившего стройкой, "отправляя сайдинг и блоки к дому Феденкова, Скобцов с усмешкой говорил, что это благотворительная помощь"...
Про смехотворный штраф, объявленный Скобцову, который по сути похитил путем обмана деньги ветеранов ВОВ и детей-сирот, и говорить не хочется. Ибо цинизм вперемешку с вседозволенностью сильных мира порой просто лишает слов...
И что интересно, сами областные чиновники возмущены таким строительством. По мнению министра строительства и ЖКХ Калужской области Андрея Пичугина, жилые дома, "построенные для ветеранов ВОВ и детей-сирот, экономически целесообразнее снести и построить новые". Но Феденков в почете и чести. Его даже и выручают. Чтобы замять скандал, собираются выкупить у собственников халтурные квартиры "с целью устранения социальной напряженности и удовлетворения требований ветеранов Великой Отечественной войны по возврату им денежных средств".
Обещают ветеранам выплатить по миллиону рублей. Правда, пятеро из них так и не дождались улучшения жилищных условий...
И точку в этой истории ставить рано. Возмущение ветерана войны Николая Ивановича Богомолова осталось пока без удовлетворения. Правда, прокуратура Кировского района опротестовала решение суда, направив его на новое разбирательство. Посмотрим, что выйдет из суда на этот раз.