Прибыв в Гавань, где "пела и гуляла" крупнейшая в России ярмарка, я первым делом направилась в павильон N 7. Он считается главным: тут проходят презентации фирм, тут и стенды участников; в специально отведенных местах обсуждаются и подписываются соглашения и контракты.
Белорусский стенд виден от самого входа. Тот самый случай, когда мимо точно не пройдешь. Подобной чести удостаиваются обычно на "Агроруси" самые авторитетные участники. Издали видна и длинная очередь у одной из белорусских компаний. Подхожу поближе: Витебская бройлерная птицефабрика. На прилавке изобилие деликатесов - всевозможные вырезки, колбасы разнообразного копчения, сосиски... Молоденькая продавщица едва справляется с наплывом желающих приобрести вкусную и сравнительно недорогую продукцию.
Те же охотничьи сосиски, прицениваюсь я, в питерских магазинах стоят на 100 рублей дороже, грудинка на 120-130...
Рядом с витебчанами стенд сельхозпредприятия "Тепличное" Гомельского района. Основная его продукция - корнеплоды, овощи. И ни одного покупателя! Но Сергея Палазника это обстоятельство ничуть не огорчает.
- А мы уже все продали, более ста тонн своей продукции! - радостно делится он предварительными итогами командировки в Петербург с вашим корреспондентом. - Разошелся товар в первые полтора дня. К тому же нашей главной задачей в "Ленэкспо" было найти партнеров. Мы ведь здесь в первый раз.
- Удалось?
- Да, подписали более тридцати контрактов. Среди наших новых партнеров три компании, которые входят в пятерку крупнейших в России. Спрос на белорусские овощи, как оказалось, очень высокий. Мы в свободное время походили по питерским магазинам, в них продаются преимущественно импортные, а значит, и недешевые овощи. Об их качестве говорить не буду, замечу только, что наша подобная продукция и дешевле, и, не сочтите за бахвальство, вкусней.
"Тепличное" считается одним из крупнейших овощных комбинатов в Беларуси, входит в тройку лидеров. Три года назад оно было реорганизовано, на нем стали использоваться современные технологии выращивания, в частности, огурцов и томатов в закрытом грунте. Как результат, урожайность подскочила с 16,6 кг с квадратного метра до 49,2.
Выращивают в хозяйстве также яблоки (урожай 2014-го еще собирается, а в 2013 году он превысил 111 тонн), свеклу (457 тонн по итогам 2013 года), картофель (10 тысяч тонн в прошлом году). Хватает и внутренний рынок "закрыть", и с соседями поделиться.
С Москвой, Мурманском, Калининградом сотрудничают гомельчане не первый год. Теперь к ним добавится Ленинградская область, расширится сеть поставщиков в Петербурге.
Недалеко от этого хозяйства расположился стенд Ошмянского сыродельного филиала Лидского молочно-консервного комбината. Две милые женщины сидят за столиком с национальной символикой, пьют чай. Пригласили к столу и меня - попробовать их сыры (свидетельствую - очень вкусные!), поговорить о делах текущих.
- Наш завод существует с 1945 года, - рассказывает начальник производства Наталья Макаревич. - В 2006 году на нем была проведена реорганизация, производство стало полностью механизированным, ручной труд теперь исключен. Раньше, например, на сырах работали тридцать человек, теперь достаточно двоих. Самый популярный сорт сыра у нас - голландский. Но тому, что производится в самой Голландии, он пока в качестве уступает. Все дело в молоке, как известно, основном составляющем сыроварения. Но ничего, догоним и перегоним европейцев и в качестве, дайте только время!
Сотрудники завода регулярно выезжают на стажировку в ведущие европейские компании. Возвращаясь, используют полученный опыт для совершенствования собственных линий производства. Придет время, уверена Макаревич, когда те же голландцы будут приезжать в Беларусь за опытом.
Регулярно приглашают специалистов Ошмянского сыродельного на российские выставки. Как случилось, что на "Агроруси" они впервые? Предприятие по белорусским меркам небольшое, работают на нем всего 214 человек. Считалось, что до международной питерской "не доросло". В этом году все-таки отправили, посмотрим, мол, как покажете себя. Показали так: подписано более десятка контрактов; достигнуты договоренности о поставках в оптовые магазины Северной столицы и Ленинградской области.
Понятно, что любая выставка-ярмарка - прежде всего праздник. "Агрорусь", как общепризнано, "праздник урожая". Это не значит, что о проблемах здесь не говорят. Говорят, обсуждают, ищут пути их решения. Скажем, Поставский молочный завод Витебской области (еще один дебютант питерской ярмарки). Там не так давно была введена в строй новая линия производства. Персонал прошел специальное обучение. В Петербурге подписали они нынче, по признанию одного из сотрудников, "очень много контрактов". Но... может не хватить продукции. Потому что в зимнюю пору заводу не хватает сырья. Своего поголовья скота у него нет. А сельхозпроизводители в это время года не всегда обязательны в поставках...
Впрочем, проблема эта из числа решаемых. Глядя на то, сколько всего привезли в Питер белорусы, на то удовольствие, с которым презентовали они здесь свою продукцию, не возникает сомнения, что справятся с любыми трудностями. Сами или с помощью своих соседей-россиян, с которыми дружат хозяйствами, обмениваются опытом. Которым предлагают самые вкусные и "чистые" с экологической точки зрения продукты.
Алексей Богданов, руководитель главного управления внешнеэкономической деятельности Минсельхозпрода Беларуси:
- Участие белорусских предприятий в международной выставке-ярмарке - одна из дополнительных возможностей установления контактов с российскими и зарубежными потребителями продовольствия, производимого в Беларуси, а также отличная площадка для продвижения мясо-молочной и другой продукции на российский рынок. Презентации белорусских предприятий, дегустации, а также установленные контакты будут способствовать увеличению объемов поставок отечественной сельскохозяйственной продукции в Петербург и весь этот российский регион в целом.