В конце июля сотрудники следственного управления МВД по Москве провели масштабные обыски в офисе финансовой организации и частных домах менеджеров. 31 июля следователи произвели выемки документов в офисе московского "ПФС-банка" на Большой Ордынке, а также в частном доме председателя правления "ПФС-банка" Олега Лукьянычева в Московской области. Следователи пришли также в дом его заместителя Виктора Лаврикова в одном из подмосковных поселков. Их интересовали документы о сделках организации и изменениях в реестре акционерных обществ.
Санкционировал обыски Тверской суд Москвы еще в начале июля, а поводом стало уголовное дело, которое возбудили следователи 11-го отдела следственной части ГСУ ГУ МВД по Москве по подозрению в мошенничестве в сфере предпринимательской деятельности в особо крупном размере (наказывается лишением свободы на срок до пяти лет). Как следует из постановления, "неустановленные лица ... получили от Девяткина К.Ю. денежные средства на общую сумму 361 млн рублей в качестве оплаты за 100% акций ОАО КБ "Промышленно-финансовое сотрудничество" и в счет оплаты активов указанного банка". При этом условия сделки, по подозрению следствия, выполнены не были. То есть, несмотря на перечисленную сумму и договоренности, банк не перешел в собственность нового владельца. Таким образом, следствие нашло достаточными основания, изложенные в заявлении предпринимателя Константина Девяткина, попытавшегося купить "ПФС-банк", но оказавшегося, согласно его заявлению в правоохранительные органы, жертвой рейдеров.
"ПФС-банк" не относится к числу крупных и согласно рейтингу портала www.banki.ru занимает 566 место по объему активов из 850 участников банковского рынка, находящихся под надзором Центробанка. На официальном сайте характеризует себя как "средний универсальный банк, предоставляющий широкий спектр банковских продуктов и услуг, приоритетным направлением работы которого является обслуживание преимущественно предприятий малого и среднего бизнеса, а также частных лиц". Впрочем, возможно, именно отсутствие пристального внимания к небольшому банку со стороны общественности и позволило некоторым "неустановленным", как сказано в постановлении следствия, лицам построить вокруг финансовой структуры целую цепочку вызывающих вопросы схем. Среди использованных методов, говорится в заявлении потерпевшего Девяткина, подделка документов и перерегистрация компаний на доверенных лиц с использованием подложных документов и административных возможностей.
Девяткин также обвиняет группу лиц в появлении ложного уголовного дела против приглашенного бизнесменом на руководящую должность в банке Аркадия Чаянова и самого Девяткина.
Еще в 2011 году, говорит Девяткин в своих показаниях следствию, он узнал о планируемой продаже "ПФС-банка". Несмотря на убыточность, актив заинтересовал предпринимателя, и он вышел на акционеров, предложив им за банк сумму равную примерно 5 млн долларов. После недолгих переговоров сделка была согласована. Вот только довести ее до конца так и не получилось. Чтобы выкупить акции банка, Девяткину надо было перечислить средства более чем десятку формально владевших банком финансовых структур и еще около 100 млн отдать собственникам в руки наличными. К этому времени на должность главы банка в территориальном управлении ЦБ уже был согласован Чаянов.
Несмотря на выполнение всех условий, на финальном этапе сделки произошла заминка. Как следует из показаний Девяткина, в начале 2013 года в столичной налоговой инспекции N46 были зарегистрированы изменения в учредительных документах организаций-собственников банка. Акции были отчуждены в пользу третьих лиц. Решением новых-старых собственников сменилась охрана банка, и, как утверждает Девяткин, произошел силовой захват здания на Большой Ордынке. 4 февраля 2013 года неизвестные лица из частного охранного предприятия заблокировали входы и выходы, и как это было принято в недавнем прошлом, полностью повторили тактику классического захвата.
Собственники, купившие банк на прозрачных рыночных условиях, моментально оказались окончательно лишены контроля за финансовой организацией. Формальным руководителем банка стал некто Андрей Севагин. Как рассказывает в своих показаниях Девяткин, Севагин выдвинул встречные требования к прежнему акционеру банка и, как говорится в показаниях, настаивал на покрытии неких долговых обязательств. Впоследствии "внеочередное общее собрание акционеров" выбрало новый состав наблюдательного совета, а председателем правления опять стал Лукьянычев.
В своих показаниях Девяткин рассказывает и о других возможных преступлениях в финансовой сфере и даже указывает на существование целой группы мошенников с довольно разветвленной структурой и самыми разными возможностями от афер в сфере недвижимости до фабрикации уголовных дел против оппонентов. Так что, возможно, расследование дела вокруг небольшого московского банка приведет следствие к самым неожиданным результатам, а фигуранты получат не по одному году лишения свободы.