Молоко убежало
Главная проблема крымских производителей молочной продукции - дефицит сырья. Если в 1990 году в Крыму производили почти 900 тысяч тонн молока и этого хватало, чтобы полностью обеспечить потребность населения, то теперь чуть больше 300 тысяч тонн.
- То есть в три раза меньше, - рассказывает Николай Полюшкин, министр сельского хозяйства Крыма. - Но самое главное, радикально изменилась ситуация: если в прошлом веке 90 процентов молока производили совхозы и колхозы, то теперь 92 процента приходится на хозяйства населения. В 2013 году из 308 тысяч тонн крымского молока на переработку поступило всего 60 тысяч. Где еще 240 тысяч, трудно сказать.
Не лучше ситуация и в Севастополе, где собственные производители покрывают потребности в молоке менее чем на 10 процентов. Город, конечно, планирует использовать все свои ресурсы и поддерживать местных производителей, но в администрации понимают, что решить проблему будет непросто.
- Поголовье крупного рогатого скота у нас чуть более одной тысячи голов, - рассказал Вячеслав Аксенов, директор департамента промышленности и сельского хозяйства севастопольской горгосадминистрации. - В отличие от Республики Крым, город практически не располагает серьезными сельскохозяйственными зонами. Так что себестоимость молока в нашей зоне довольно высокая. Мы, конечно, рассматриваем возможность возобновления работы животноводческих ферм, в частности в Байдарской долине и в северной части Севастополя, но подкрепленных финансированием проектов пока нет.
А пока есть дефицит молока, цены будут ползти вверх. И никакие поставки с материковой части России их не остановят: из-за транспортных расходов стоимость молочных изделий из других регионов страны получается почти вдвое дороже, чем местных.
Частная крынка
Крымские молокоперерабатывающие мощности сегодня загружены только на треть. Молокозаводы, которых в республике около десятка, способны принять за год более 200 тысяч тонн молока, а переработали в прошлом году только 60 тысяч.
- Поскольку затраты ложатся на мизерные объемы переработки, переработчики вынуждены удерживать закупочные цены на молоко и повышать стоимость продукции, - объясняет Николай Полюшкин.
Молокозаводы рады работать больше и производить более дешевую продукцию. Это увеличило бы обороты предприятий, но сырья катастрофически не хватает. Поскольку основными производителями молока в Крыму стали личные подсобные хозяйства, они предпочитают реализовывать свой товар на рынках, где можно заработать больше: переработчики предлагают цену 12 рублей за литр, а на рынке хозяйки частных буренок продают свой товар по 25-30 рублей за литр. Впрочем, переработчики за частным молоком и не гонятся, отдавая предпочтение продукции крупных хозяйств или закупая молоко за пределами Крыма.
- В прежние годы мы летом закупали по 120 тонн молока в Херсоне и Запорожье, но ситуация изменилась, и нынешним летом мощности удалось загрузить только на треть, - рассказывает Петр Королищук, первый заместитель председателя правления крупнейшего крымского молокоперерабатывающего предприятия "Крыммолоко". - Мы должны перерабатывать примерно 100 тонн молока в сутки, а поступало в июле только 30 тонн. Естественно, возник дефицит молочной продукции. Сейчас Россельхознадзор снял запрет на поставку в Крым сертифицированного молока с Украины, и мы его уже получаем, что даст нам возможность в два-три раза увеличить объемы производства молочной продукции.
Для переработчиков нет принципиальной разницы, у кого приобретать сырье, у крупных предприятий, частников или завозить его с Украины. Главное, чтобы оно было качественным и соответствовало ГОСТу.
- Мы всегда старались работать с крымским молоком и сейчас стараемся, но молоко из частных подворий, как правило, второго сорта и использовать его для переработки сложно, - рассказал он. - Причина в том, что частники для снижения кислотности молока зачастую добавляют в него различные раскислители. От этого молоко становится некачественным. А продукция нашего предприятия высокого качества, поэтому мы более 90 процентов сырья закупаем в крупных хозяйствах.
Но если вспомнить, что крупные производители выдают лишь один из десяти литров всего крымского молока, естественно, складывается дефицит. И в следующем году он лишь обострится: вступит в силу запрет на переработку молока с частных подворий, если оно не соответствует нормативным требованиям к первичной обработке. А, значит, крымские молокоперерабатывающие предприятия лишатся и тех мизерных объемов сырья, что закупают сегодня.
Заказали коктейль
Чтобы решить молочную проблему, в Крыму нужно наращивать крупное товарное производство.
- У нас уже реализуется целый ряд инвестиционных проектов для решения проблем молочного животноводства, - рассказывает министр. - В Первомайском районе создается комплекс, который будет производить более 30 тысяч тонн молока в год. В проекте еще два аналогичных комплекса в Сакском районе: на базе евпаторийского совхоза-завода и в Советском районе. Но таких комплексов нужно как минимум десять, чтобы обеспечить население Крыма и отдыхающих молочной продукцией.
Что же касается частных производителей, единственной перспективой для них могут стать потребительские сельхозкооперативы.
- Если провести кооперацию населения и создать молокоприемные пункты, охладители, очистку молока, можно будет формировать крупные партии товара, что упростит его реализацию, - считает Полюшкин. - И хотя бы частично решит проблему сырья для переработчиков.
- Кооперация однозначно улучшит качество молока, произведенного на частных подворьях, - соглашается Петр Королищук. - О необходимости первичной обработки мы говорили еще много лет назад. Более того, даже предлагали собственные охладительные установки и техническую помощь. Хочется надеяться, что сейчас ситуация изменится.
Кстати, положительный опыт потребкооперации у Крыма уже есть, правда весьма скромный: из 55 действующих на полуострове кооперативов только пять молочных (в Первомайском, Белогорском, Раздольненском и Красногвардейском районах). Кроме того, работают 44 стационарных молокоприемных пункта, которые закупают молоко от населения, охлаждают и хранят его. Остается распространить этот опыт на весь Крым.
- Перед нами стоит задача объединить население и создать современные молокоприемные пункты, повысить качество сдаваемой продукции, а в перспективе замкнуть производственный цикл и обеспечить производство, - говорит Николай Полюшкин. - Мы не придумали тут ничего нового. У нас уже был опыт потребкооперации, когда каждый излишки выращенного сдавал в потребкооперативы. В данном случае новое - это хорошо забытое старое, которое когда-то развалили, а теперь начинаем создавать с нуля.