В идеале каждый патрульный должен знать правовые позиции по тому или иному вопросу, касающемуся полиции. Допустим, требует начальство доставить в суд арестанта в грязной оборванной одежде (да еще человека "помяли" при задержании, а ночь он провел в камере, где вместо туалета было ведро), хороший сержант должен тут же вспомнить, что пару-тройку лет назад нечто подобное разбирали в Страсбурге и решили, что государство не должно так поступать с людьми, даже если они преступники. Так что человека сначала надо привести в человеческий вид. Кстати, в свое время в Страсбурге наказали даже Швейцарию за отказ предоставить арестанту свежую одежду в день судебного заседания.
Как сказано в проекте, изучение практики Европейского суда должно проводиться в рамках профессиональной служебной и физической подготовки. Проще говоря, международные нормы надо проходить не только в теории, но и на практике. Скажем, тренер по рукопашному бою вполне может показать, как бить нельзя, а как вполне допустимо даже по европейским меркам. В конце концов, в любой стране у полиции есть право применять силу, нет только права злоупотреблять ею.
В целом документ прописывает, как работать с запросами уполномоченного России в Страсбурге, а также внедрять правовые позиции суда в повседневную жизнь министерства. Надо сказать, что эта работа началась не вчера, данный проект должен прийти на смену действующим приказам на этот счет. При этом документ вносит важные усовершенствования в подобную практику.
По словам специалистов, из аппарата Уполномоченного России при Европейском суде по правам человека время от времени поступают в МВД запросы по поводу каких-то дел, рассматриваемых в Страсбурге. Ведомству надо проверить обстоятельства, разобраться, подготовить ответы.
Напомним, что решения Европейского суда являются обязательными для государств-участников и вынуждают правительства вносить изменения в свои законодательства и административную практику в многочисленных сферах деятельности. Если страна подписалась под соответствующими конвенциями, ее законы не должны противоречить международным нормам в данной сфере. Но это не значит, что в Европейском суде можно обжаловать любое дело. Он рассматривает только ситуации, когда могли быть нарушены фундаментальные права человека.
А если проблема успешно решается внутри государства, то Европейский суд за дело уже не возьмется.
Допустим, долгое время существовала проблема долгих судебных разбирательств. Многие граждане жаловались на волокиту, мол, справедливости не дождаться, и получали за это в Европе компенсации. Но затем в России был принят закон о компенсациях за нарушение права на судебное разбирательство в разумный срок (так называемый закон о борьбе с волокитой), и проблема решилась. Если какой-то процесс затягивается без уважительных причин, человек имеет право требовать неустойки в наших судах. И такие компенсации реально выплачиваются.
Меняет свои подходы и полиция. Как сообщают в главном управлении собственной безопасности МВД России, в ведомство в 2013 г. поступило 155 запросов Уполномоченного Российской Федерации при Европейском суде по правам человека (уполномоченный, кстати, является заместителем министра юстиции России). Наибольшее количество запросов касалось трудовых споров, вопросов, связанных с денежными выплатами, необоснованного привлечения к уголовной и административной ответственности.
Статистка показывает, что граждане, задержанные полицией, часто жалуются на избиения, но подтверждаются такие сигналы не всегда. Как сообщают в службе собственной безопасности, в ходе большинства проверок по запросам из ЕСПЧ информация о совершении сотрудниками органов внутренних дел нарушений закона и ведомственных нормативных актов не подтвердилась.