Археологи обнаружили в Новгороде пять тысяч артефактов

Новгородские археологи официально закрыли сезон. В этом году работы проводились на восьми площадках. В числе ценных находок древние монеты времен Римской империи, подвески, мощевики, предметы быта и берестяные грамоты с непонятными символами.

Привет из Рима

Самыми сенсационными оказались раскопки на Большой Московской улице. Археологи обнаружили здесь монету времен римского императора Константина. А жил он в IV веке, то есть на 600 лет раньше основания Великого Новгорода.

- Скорее всего, монета принадлежала коллекционеру, - считает член-корреспондент РАН Петр Гайдуков. - Ее значение велико. Принято думать, что историей люди интересуются только с Нового времени. Сам факт, что какой-то богатый человек хранил в своем доме такую реликвию, свидетельствует о том, что и тысячу лет назад граждан интересовало их прошлое.

Еще одна загадочная находка - берестяная грамота с символами, не похожими ни на алфавит, ни на рисунки. Историки склоняются к тому, что это гадательные знаки. В эпоху, когда православие только укреплялось, языческие традиции были еще сильны. А потому неудивительно, что в более поздних раскопах такие артефакты уже не встречаются.

Сохранность гадательной грамоты, да и всех остальных берестяных находок в Новгороде, как всегда, хорошая. За годы раскопок здесь обнаружено свыше тысячи грамот. При том что во всех других регионах Древней Руси - не больше сотни. И дело тут не только в повышенной любви новгородцев к письмам и пояснительным запискам, но и в особенностях здешней почвы - в ней вещи могут не гнить столетиями.

Изменить взгляд на нравы новгородцев в Средние века позволяет подвеска с изображением гусляра. Археологи датируют ее XIV веком.

Гусли хоть и известны на Руси с XI века, но к музыкантам в Средневековье власти относились с некоторым подозрением, ведь песни они исполняли развлекательные, фривольные, а иногда и чрезмерно правдивые. Гусляр мог спеть посаднику в глаза все, что о нем думают люди. А значит, и само изображение гусляра было определенной крамолой. Найденная подвеска, скорее всего, крепилась на ремне и стоила немало. Что за смелый человек решился ее заказать и носить? Какая мастерская взялась за изготовление подвески? Историкам еще предстоит найти ответы на эти непростые вопросы.

Нерусский взгляд

Впервые за все 80 лет раскопок в Великом Новгороде в экспедиции приняли участие иностранные волонтеры. Добровольцы из Франции, Греции, Болгарии, Вьетнама и Литвы прибыли в область в рамках программы "Историческая память поколений". И они действительно работали на совесть.

- Проблема с кадрами в археологии стоит весьма остро, - рассказывает заместитель генерального директора Новгородского музея-заповедника Сергей Трояновский. - Если раньше любой школьник стремился попробовать себя на раскопках, то теперь ситуация изменилась.

Этот вопрос археологи решают по-разному, вплоть до наема безработных. Но в экспедициях нельзя копать "от забора до обеда", а необходимого качества сотрудники со стороны обеспечить не могли.

Впервые за все 80 лет раскопок в Великом Новгороде в экспедиции приняли участие иностранные волонтеры

На волонтеров надежды возлагались большие, ведь они ехали в Великий Новгород целенаправленно. Ком Демен учится в Париже на лингвиста, специализируется на русской филологии. В университетской программе отдельным курсом у него шла археология, и раскопкам на территории Великого Новгорода в учебном плане уделялось повышенное внимание. Узнав, что летом можно увидеть древний город своими глазами, Ком тут же записался в экспедицию.

Виктория Демова из Болгарии еще в школе мечтала стать археологом. Потом, правда, поступила в университет и собирается получить диплом по специальности "Наука о коммуникациях", но возможность побывать на настоящих раскопках привела девушку в восторг.

- Реальная археологическая экспедиция значительно отличается от тех, что показывают в кино, - говорит Виктория Демова. - Нас предупреждали, что будет сложно, что мы будем сильно уставать. Но такая работа, на самом деле, только в радость. Когда находишь какой-то предмет, настроение сразу повышается.

На Славенском конце города, где работали волонтеры, находок много, и место это историками практически не изучено. Люди жили здесь со времени основания города. Правда, самые старые пласты не сохранились. В древности тут был вырыт неприступный вал. Дорожные рабочие далекого прошлого уничтожили все следы самого раннего пребывания человека на Новгородской земле. Славенский конец смотрит на восток, и после присоединения к Московскому княжеству необходимость в оборонительных сооружениях на этом участке города отпала. Сейчас вал практически сравнялся с землей.

На протяжении столетий эта часть города считалась торговой, и дома здесь строили богатые люди. Неслучайно среди исторического сообщества популярна версия, что выражение "славенский" не имеет отношения к этнической принадлежности жителей, а происходит от слова "славный", то есть "знатный", "состоятельный". Находки, которые обнаружены в ходе экспедиции, эту теорию подтверждают. Виктории Демовой, например, удалось извлечь из толщи земли крестики очень тонкой работы и несколько затейливых украшений из янтаря.

Если проект с привлечением к раскопкам иностранных волонтеров будет признан удачным, то опыт Великого Новгорода распространят по всей России. А руководитель раскопа на Славенском конце Михаил Петров выводы уже сделал. Он надеется, что и на следующий год в экспедицию приедут добровольцы. Гражданство значения не имеет, главное, чтобы люди испытывали интерес к истории.

Успеть до осени

Несмотря на официальное закрытие археологического сезона, раскопки на Большой Московской улице продолжатся еще некоторое время. Исследователи копают чуть ли не круглые сутки, поскольку знают: если не завершить работы сейчас, они уже никогда не узнают, какие тайны скрывает памятник. Раскоп-то коммерческий, и на следующий год здесь должно начаться возведение гостиницы.

Коммерческие раскопки существуют в археологии наравне с академическими, только их заказчиками являются не научные организации, а строительные фирмы. Согласно федеральному законодательству застройщик не может просто так начать возводить дом на понравившейся площадке. Если на территории находится подтвержденный памятник археологии (а в Великом Новгороде под эту категорию попадает вся территория старого города), то перед тем, как заливать фундамент, компания обязана пригласить археологов. Исследователи должны провести так называемые охранные раскопки, извлечь из земли все артефакты, составить план местности. И только когда археологи заканчивают свою работу, на площадку приходят строители.

Это требования законодательства. В реальности же сроки коммерческих раскопок зависят от того, сколько времени историкам выделил застройщик. Обычно речь идет об одном-двух сезонах.

Однако сам принцип охранной археологии исключает сюрпризы. А потому, чтобы использовать результаты в научных целях, ученым нужно постараться. Предметы извлекаются из земли, реставрируются, передаются в запасники, но сама местность изучается слабо. К тому же у исследователей нет права на ошибку. Если они что-то не учтут или забудут, то в следующем году вернуться и доделать уже не получится.

При этом коммерческие раскопы пользуются вниманием даже у самых маститых археологов. Причина - в финансировании. Например, на Славенском конце города есть много свободных площадок, однако ученые не стоят в очереди, чтобы их раскопать. Организация любой экспедиции - дело затратное, и бюджетные средства выделяются в основном на уже известные объекты. А потому приход застройщика на территорию памятника сейчас, увы, самый популярный способ провести раскопки.

Кстати

Особенность археологии Великого Новгорода в том, что исследователям очень часто удается найти связь конкретного предмета с исторической личностью. Вот и в этом году на раскопках историки обнаружили несколько именных печатей. Они подвешивались к документам и тем самым гарантировали подлинность рукописи. Одну из печатей уже расшифровали. Она принадлежала посаднику Онцифору Лукичу, жившему здесь в XIV веке. В историю он вошел после того, как отбил атаку шведских крестоносцев на город в 1348 году. Хроники свидетельствуют, что силы были неравны, но Онцифор оказался сильным стратегом и не оставил шведам никаких шансов.