Напомним: молодой человек потерял сознание в полете. Самолет совершил экстренную посадку в Москве. Летевший тем же рейсом врач-реаниматолог диагностировал остановку сердца и делал все возможное, чтобы вернуть Артема к жизни. Он настаивал на вызове реанимационной бригады прямо к трапу. Однако "скорую" вызвали лишь через полчаса после приземления самолета, и еще минут 40 понадобилось, чтобы бригада (причем не реанимационная, а обычная линейная) доехала из ночной Москвы. Врачи попали к самолету, когда Артем уже умер.
Уже вторую неделю новость активно обсуждается. Профессионалы спорят, мог ли оказавшийся рядом с Артемом врач полтора часа или даже больше поддерживать его между жизнью и смертью или "скорая" заведомо ехала к уже умершему пациенту. Обычные же люди просто возмущаются непрофессионализмом людей, которые в силу своих обязанностей должны были обеспечить немедленную помощь, но не сделали этого.
Министр здравоохранения Вероника Скворцова признала, что "цепочка" оказания помощи была нарушена. Когда командир самолета запросил диспетчерскую аэропорта в связи с острой ситуацией, связанной с сердечным приступом у одного из пассажиров, диспетчер должен был сразу вызвать реанимационную бригаду. Тогда бы она успела к трапу сразу после посадки самолета. Но диспетчер передал сообщение в медпункт аэропорта. По словам Скворцовой, дежурный терапевт и фельдшер прибыли на борт через 10 минут после посадки. При этом специалисты "не в полной мере соответствовали квалификационным требованиям", а проще говоря - оказать экстренную помощь не могли.
И даже "скорую" они вызвали только через 33 минуты. Причем опять с нарушением - обратились не в центральную подстанцию "03", а позвонили на городской телефон центральной станции "Скорой помощи" Москвы, которая находится в 20 км от Шереметьево. В результате бригада врачей ехала не из ближайшего города - Лобни или Химок, а из Москвы.
Скворцова отметила, что еще продолжается судебно-медицинское исследование, требуются дополнительные гистологические, токсикологические, химические исследования, которые установят окончательное время и причину смерти пассажира.
Но уже понятно, что в этой истории, увы, отражается общая картина того, что есть в нашей медицине сегодня. Один доктор, случайно оказавшись рядом, самоотверженно борется за жизнь пациента. Система же в целом показала полную неработоспособность. По крайней мере, в этом конкретном случае. И ситуация усугубляется еще и тем, что руководители аэропорта, как и службы "Скорой", пытаются спрятаться за инструкции - мол, все было сделано правильно.
Но аэропорт - это стратегический объект, через который проходят ежедневно тысячи людей. "Внезапные смерти в аэропортах и самолетах происходят регулярно, иногда по нескольку раз в месяц, - признают в минздраве. Но значит, тем более необходимо наладить эту самую "цепочку" помощи в безусловном порядке. Чтобы подобное не повторилось.
Владимир Будянский, доцент кафедры неотложных состояний Института повышения квалификации ФМБА России:
- Многие задаются вопросом, можно ли было спасти пациента, если бы все службы сработали быстро и грамотно: информация вовремя передана в медпункт, «скорая» бы стояла у трапа, а медработники Шереметьево сработали бы более профессионально.
Вопросы справедливые, но я думаю, что самый важный вопрос не был задан и не обсуждался. Ответ на него чрезвычайно важен и может помочь спасти жизни многих людей в будущем.
Начну с главного: только раннее применение специального прибора — дефибриллятора дает значимые шансы выжить при остановке сердца.
А вопрос в следующем: на каком этапе реанимационных действий появился дефибриллятор и почему он не был применен.
Теперь короткое пояснение. Остановкой сердца врачи называют прекращение сердечной деятельности, когда сердце не сокращается и не доставляет кровь к жизненно важным органам. Вариантов прекращения сердечной деятельности несколько. Расскажу об основных.
1) Фибрилляция желудочков сердца. Волокна мышцы сердца хаотически сокращаются. Сердце не прокачивает кровь. На ЭКГ беспорядочная зубчатая линия.
2) Вариант второй — асистолия. На мониторе прямая линия, которую так часто показывают в фильмах, электрической активности сердца не регистрируется.
Отличить фибрилляцию желудочков и асистолию без монитора сердечной деятельности нельзя.
Шансы выжить при асистолии очень малы. Выживаемость при фибрилляции желудочков на два порядка выше и составляет около 25—30%. Может доходить и до 75%, но только в одном случае, если в течение 5—15 минут после остановки сердца был проведен электрический разряд в область сердца — дефибрилляция.
Реанимационные мероприятия (непрямой массаж сердца, искусственное дыхание, введение препаратов) в значимом проценте случаев восстановить сердечную деятельность не могут. Они очень важны, но только потому, что продлевают время, в течение которого возможна эффективная дефибрилляция, и облегчают дефибрилляцию.
Важно понять: несмотря на реанимацию, если не проведена дефибрилляция в течение 15 минут после остановки сердца, выживаемость составляет доли процента.
Значит, чтобы спасти пострадавшего, необходимо как можно раньше провести анализ сердечного ритма и дефибрилляцию в случае необходимости. Специально для этого были разработаны автоматические дефибрилляторы. Это приборы, которые при присоединении (приклеивании электродов к грудной клетке пациента) автоматически анализируют ритм и проводят разряд.
Важно: эти приборы специально созданы для того, чтобы их могли применить люди без медицинских знаний. Они имеют очень простой интерфейс и дают голосовые инструкции о последовательности действий.
Такие дефибрилляторы на Западе есть практически в каждом аэропорту, в торговых центрах, общественных зданиях. На самолетах большинства западных авиакомпаний такие дефибрилляторы тоже есть, и бортпроводники обучены их применению.
Был ли такой прибор на рейсе испанского перевозчика Air Europa?
И если был, то почему он не применялся? Замечу, что его отсутствие является нарушением рекомендаций Европейского союза авиаперевозчиков. Прибывшие на борт первыми медики аэропорта Шереметьево имели дефибриллятор? Ответов на эти вопросы мы пока не услышали.
Но только установить приборы мало: нужно организовать обучение населения базовым реанимационным мероприятиям и применению дефибрилляторов (как на Западе).
Наконец, нужны законодательные изменения. Это уже вопрос к Минздраву и правительству. В нашей стране применение автоматических дефибрилляторов не регламентировано и не входит в квалификационные требования для большинства медицинских специальностей.
Так что применение их в случае экстренной ситуации медработниками пока маловероятно, не говоря уже о населении.
Первая помощь до приезда врача
Сердечный приступ, или острый коронарный синдром, - это состояние, вызванное "закупоркой" сосуда, обеспечивающего сердце кровью. Причины разные, и лечение, соответственно, тоже требуется разное.
Главное - получить помощь врача как можно быстрее. Кровоток должен быть восстановлен за 90 минут - тогда есть шанс избежать развития инфаркта миокарда.
Каковы симптомы сердечного приступа? Интенсивная боль или чувство жжения в грудной клетке. Боль распространяется в левую руку. Держится более 20 минут.
Что делать? После появления симптомов нужно вызвать "скорую помощь", как можно четче обрисовав причину. Второе - разжевать и выпить 300-500 мг аспирина. Принять удобное положение, приподняв верхнюю половину тела, никаких активных движений. Ждать прихода врача.
Нитроглицерин можно принимать тем, кому поставлен диагноз "ишемическая болезнь сердца", а также гипертоникам. Сердечный приступ может развиться и на фоне нормального давления, и при пониженном давлении. В этих случаях нитроглицерин усугубит ситуацию, и принимать его нельзя.
Тромбоз ("закупорка" тромбом) сердечных артерий нередко возникает у людей, которые считают себя абсолютно здоровыми. Симптомов болезни нет, но внутри сосудов уже есть атеросклеротические бляшки. На фоне стресса (а перелет - это тоже стресс), повышения артериального давления или очередной выкуренной сигареты сосуд блокируется и, если не принять немедленных мер, возникает инфаркт. Врачи умеют оценивать его риск: учитывается объем талии, уровень сахара в крови, холестерина. Норма общего холестерина у здоровых людей - не больше 5,5 ммоль/л. Предотвратить инфаркт (и инсульт) можно, изменив образ жизни, питания, восстановив физическую активность и отказавшись от курения и больших доз алкоголя. Если уровень холестерина не удается понизить с помощью диеты и движения, придется проводить профилактику статинами.
В полете может возникнуть тромбоэмболия - закупорка легочной артерии. Особенно рискуют пожилые путешественники, но в зоне риска и молодые люди, имеющие нарушение свертываемости крови или проблемы с сосудами. В них могут формироваться тромбы, угроза отрыва которых возникает, например, при активном движении после длительного сидения в неудобном положении (что характерно для самолета). Вот почему людям с заболеваниями сердца и вен нужно надевать при перелетах компрессионный трикотаж (чулки).