45 лет назад в СССР создали дивизион для лидеров, приезжавших в Крым

45 лет назад в Совете Министров СССР создали отдельный спецдивизион, который сопровождал первых должностных лиц СССР и других стран, приезжавших на отдых в Крым.

С первого дня и почти 20 лет легендарным подразделением бессменно руководил Азамат Лысяков. Если бы ему, 87-летнему полковнику в отставке, довелось написать книгу воспоминаний о том, как работало его ведомство, в ней было бы немало интересного и об известных личностях! Несмотря на почтенный возраст, память и выправка у Азамата Лысякова, как говорится, "на высоте".

Партийный экстрим

В дивизионе служили только офицеры. Всего в СССР таких было создано три - в Москве, на Кавказе и в Крыму.

- Во время сопровождения высокопоставленных лиц экстремальные ситуации cлучались? - интересуюсь у Лысякова.

- Помню, прилетал Хрущев, мы мчимся в аэропорт, и по рации докладывают, что на 9-м километре трассы Москва-Симферополь прямо у милицейского поста перевернулся грузовик с зерном. Там как раз правительственный кортеж должен проезжать. Это ж ЧП - при Хрущеве зерно на дороге валяется! Организовал жителей ближайшего поселка Молодежное. Носили они это зерно, ведрами, мешками, ящиками. Слава богу, успели убрать до проезда кортежа.

-Потом водитель перевернувшегося грузовика рассказал, что ехал ночью и вдруг перед ним появился шлагбаум! Чтобы не врезаться в него, принял резко вправо, и грузовик перевернулся. А никакого шлагбаума не было... Служил в подразделении только один низенький инспектор Гречкин, профессионал высочайшего класса, поэтому я и оставил его. Местные умельцы подарили ему полутораметровый милицейский жезл. Той ночью Гречкин дежурил, увидел грузовик с зерном и этот полутораметровый дрын поднял, а водитель принял его за шлагбаум. Пришлось забрать у Гречкина этот жезл,- смеется Лысяков.

Волга с рупором

Рассматриваю фотографии из архива Азамата Георгиевича.

200 литров бензина помещалось в дополнительный бак в багажнике правительственной "Волги"

- Это Владимир Щербицкий? - уточняю.

- Да. Как-то он с крымским руководством поехал в один из передовых совхозов. По дороге грузовики везли капусту. Увидев эскорт, стали резко сворачивать с дороги, и она рассыпалась. Через прикрепленного сотрудника спецслужбы мне передают слова Щербицкого: "Прекрати водителей останавливать!" Они в Крыму уже настолько приучены, что сами пропускают кортеж. Я однажды со стороны посмотрел, как идет правительственная кавалькада. Несколько десятков машин несутся со скоростью около 200 километров в час, гул стоит, как от самолета! "Волги" сопровождения были особенные, с восьмицилиндровыми форсированными двигателями от "Чайки", с автоматическими коробками передач, на колесах - особо прочная восьмислойная резина. На случай опрокидывания на крыше была установлена бронированная плита. В багажнике имелся дополнительный, литров на 200, бак с бензином. Их изготавливали на заводе "Фиолент" из нержавеющей стали. Когда первые лица посещали степной Крым, там сложно было найти бензин 98-й марки. Не машина была, а пороховая бочка. Штук сорок таких "Волг" у нас в гараже стояло, и у нас первых появился "мерседес". И сам гараж был необычный - с виду стандартное пятиэтажное здание, но мотоциклы и автомобили поднимались туда по серпантину.

С легкой руки Азамата Георгиевича у спецмашин стали тонировать стекла, а на крышах устанавливать мигалки.

- Мы придумали затенять задние стекла, чтобы нас не видели из правительственной машины и можно было на ходу хоть бутылку воды выпить, - говорит Лысяков. - Как-то зампотех поехал в Москву за запчастями. Звонит и говорит: "Командир, тут дают какие-то "Теслы" - заграничные фонари синего цвета, москвичи не знают для чего они". "Бери, - говорю ему, - пригодятся". Привез он десять ящиков этих фонарей. Крутили мы их и так и сяк. Давай, говорю, на крышу цеплять. Приварили, там же установили рупор громкоговорителя. Мы первые так оснастили свои машины. А потом наш опыт переняли москвичи, им как раз надо было сопровождать американского президента во Владивосток. И пошло затем по всему Союзу - в милиции мигалки ставили на крышах машин.

- Сейчас, свой отдых в Крыму чиновники стараются не афишировать. Но для местных жителей и курортников возникают неудобства, когда перекрывают ту или иную трассу для проезда. Люди порой возмущаются...

- И тогда возмущались, но по-другому нельзя было. За лето мы обслуживали более 400 приездов высокопоставленных гостей. Как-то сопровождали Андропова в Ялту. Вдруг из радиоэфира понимаю, что произошло ДТП. Алуштинская милиция выпустила-таки на трассу одного из своих начальников, который вез в аэропорт команду чемпионов мира по борьбе. В районе горы Кастель они столкнулись с другой милицейской машиной, были пострадавшие и погибшие...

Вип-альбом

- Жен высокопоставленных мужей вашим сотрудникам тоже надо было сопровождать?

- А как же, сопровождали, когда они сами или с детьми ехали на экскурсию по Крыму. Вот это семья Алиева - узнаете? (показывает снимок - прим. ред.) - сын, дочка, жена и он сам. Всегда в Крыму отдыхали. К нам с большим уважением относилась супруга Косыгина. Андрей Андреевич Громыко и его жена всегда говорили что-то хорошее. На этой фотографии - монгольский лидер Цеденбал со своей русской женой Анастасией. Вредная была женщина. А у Яноша Кадара супруга, умница, добрая, передала мне в подарок кофейные чашечки за хорошую работу. На этой - жена Пономарева. Она в Крыму всегда заготавливала много дичи, которую отправляли в Москву! Пономарев был заядлый охотник, последним из Крыма уезжал. Даже Брежнев, бывало, уже улетит, а он еще охотится. Однажды я сопровождал Леонида Ильича на охоту. Стоим на ливадийской развилке, ждем Подгорного. Брежнев: "Где же этот мой, и т. д. и т. п." Приехал Подгорный. "Твою богоматерь и т. п., ты долго будешь... и т. д.", - говорит ему Брежнев. Думаю, если спросят "Что слышал?" - скажу: "Ничего не слышал, ничего не видел", - смеется Лысяков.

- Любил Леонид Ильич крепкое словцо употребить?

- Но всегда по делу. Прелесть, а не человек был. А вот Чаушеску и его самолет, - показывает фотографию румынского лидера. - Противный мужик, диктатор, одним словом. Все, кто прилетал в Крым, ехали в Ялту. И летчики тоже, купались, отдыхали. У этого нет! Дверь самолета открыта, у входа - автоматчик, летчики внутри, а под трапом на табуретке - генерал, тоже ждет, когда вернется Чаушеску.

- А с Хрущевым общались?

- А как же. Помню, сказали, завтра Никита Сергеевич поедет в совхоз "Южный" (окраина Симферополя - прим. ред.). А там - проселочная дорога. За ночь построили новую и асфальт уложили. А когда Ричарда Никсона ждали в Крыму, тоже за ночь штакетник вдоль домов на Ялтинской трассе установили и покрасили в зеленый цвет. Тогда нам пришлось много поработать. Особенно с вашим братом-журналистом. Их понаехало много из разных стран. Естественно, каждый стремился первым передать информацию о том, какие вопросы обсуждали лидеры. А не было ж ни мобильных телефонов, ни компьютеров. Я тогда политического обозревателя Центрального телевидения и Всесоюзного радио Валентина Зорина с первой госдачи до аэропорта домчал за 50 минут. И он первый сообщил обо всем на весь Союз.