Тимур Мурадинович, не секрет, что для многих людей и у нас, и за рубежом псковская земля ассоциируется прежде всего с пушкинскими местами. "Российская газета" на протяжении нескольких лет следила за той неприятной ситуацией, которая сложилась вокруг музея-заповедника Михайловское, а точнее, его территории. Изменилась ли ситуация с распоряжением землей в границах музея-заповедника в настоящее время?
Тимур Кебеков: Изменилась, безусловно, в лучшую сторону, в том числе и благодаря активной позиции редакции "Российской газеты". Как вы помните, основные проблемы Пушкиногорья заключались в том, что у заповедника не были установлены границы охранной зоны. Действительно, существовала угроза того, что земли сельскохозяйственного назначения, которые находились в предполагаемых границах охранной зоны, могли быть в любой момент переведены в другую категорию и на них могло начаться строительство частных домов. И вполне естественно, что данный вопрос был на постоянном контроле не только у прокуратуры области, но и у Генеральной прокуратуры России. Более того, необходимо отметить, что не без вмешательства органов прокуратуры Министерством культуры России издан приказ, вступивший в силу в августе 2014 года, которым определен порядок использования и установлены ограничения на территории объекта культурного наследия федерального значения "Достопримечательное место, связанное с жизнью и творчеством А.С. Пушкина в селе Михайловском и его окрестностях в Пушкиногорском районе Псковской области".
В настоящее время на земельных участках сельскохозяйственного назначения, лесного и водного фондов, кроме объектов рекреационного значения, строительство объектов капитального строительства и размещение временных построек запрещено.
Вместе с тем следует иметь в виду, что на территории объекта культурного наследия расположены населенные пункты, где проживают и ведут подсобное хозяйство сотни людей, интересы которых необходимо учитывать.
Упомянутым мною приказом на территории населенных пунктов разрешено и сегодня новое строительство, ремонт и реконструкция существующих объектов капитального строительства, размещение временных построек, однако только после согласования с уполномоченным органом охраны объектов культурного наследия.
Прокуратура делает все возможное для недопущения и пресечения возможного незаконного строительства.
Но ведь строить можно и не прямо в пушкинской усадьбе - можно ведь и рядом, с границей заповедных земель, как это уже сделали некоторые "дачники", испортив исторический ландшафт?
Тимур Кебеков: Действительно, есть опасения по поводу возможного строительства индивидуальных жилых домов на близлежащих от музея-заповедника землях, принадлежащих дачному некоммерческому партнерству "Пушкиногорье". Как нам стало известно, раньше это были паевые земли, которые "Пушкиногорье" выкупило у собственников. Вместе с тем на сайте партнерства эти участки выставлены на продажу именно как земли сельскохозяйственного назначения. По информации администрации Пушкиногорского района, на сегодняшний день от граждан не поступило ни одного заявления о выкупе этих земель.
То есть если на них вдруг начнется стройка, снесете?
Тимур Кебеков: Снос незаконно возведенного строения в силу действующего законодательства возможен только в судебном порядке. И мы в случае необходимости однозначно реализуем возложенные на нас законом полномочия. Хочу подчеркнуть, наша главная задача - сработать на упреждение и не допустить незаконное строительство.
А те дома, что уже построены на другом берегу Сороти и явно не вписываются в общий пушкинский ландшафт. С ними как быть?
Тимур Кебеков: Здесь мы, к сожалению, можем взывать только к гражданской совести владельцев. С правовой точки зрения, построив пусть и "безвкусные" дома, они ничего не нарушили.
Пушкиногорье - это самая большая головная боль прокурора области?
Тимур Кебеков: Нет - это скорее наша отрада, как и остальные исторические, святые и заповедные места Псковщины. Проблем серьезных в области хватает. Только что закончился судебный процесс над членами преступного сообщества, которые с конца 90-х годов буквально до недавнего времени держали в страхе предпринимателей города Великие Луки и юга области.
На протяжении ряда лет на территории этого города, который иначе как "криминальная столица области" не называли, ближайших районов орудовали организованные преступные группировки, специализировавшиеся на "крышевании" малого и среднего бизнеса. Запугивание и "прессинг" предпринимателей проходили при бездействии, а зачастую и при откровенном попустительстве городских правоохранительных органов. Отмечался рост зарегистрированных преступлений, в том числе тяжких и особо тяжких, грабежей, разбоев, умышленных поджогов, вымогательств. Раскрываемость преступлений была одной из самых низких в регионе.
По нашей инициативе состояние преступности в городе трижды рассматривалось на выездных совещаниях, в том числе под руководством заместителя Генерального прокурора Александра Гуцана, с участием губернатора области и руководителей правоохранительных органов СЗ ФО.
У людей вообще осталась вера в торжество справедливости за "годы криминального беспредела"?
Тимур Кебеков: В сложившейся ситуации изменить отношение предпринимателей к правоохранителям, расположить их к доверительной беседе, а тем более к сотрудничеству было непросто. Только в ходе открытых встреч с предпринимателями, которые я практикую уже много лет, нам удалось убедить их поверить органам правопорядка и власти. Итогом стала реализация целого комплекса выработанных совместно с УМВД и УФСБ области мер, которые "сломили" криминогенную обстановку в городе. В результате количество зарегистрированных преступлений сократилось на четверть. Число убийств и разбойных нападений вдвое, грабежей - в три раза, поджогов - почти в четыре. При этом возросла раскрываемость преступлений, прежде всего тяжких и особо тяжких. Положительная тенденция в структуре и динамике преступности отмечается и сейчас.
Всех бандитов удалось наказать?
Тимур Кебеков: Как я уже сказал, совместными усилиями правоохранительных органов пресечена деятельность преступного сообщества и иных лиц, годами занимавшихся вымогательством денег у предпринимателей. Почти три десятка преступников за эти преступления уже осуждены к длительным срокам лишения свободы (от 9 до 14 лет). Лидер преступного сообщества объявлен в международный розыск.
Положительным следствием стали повышение экономической активности населения, рост инвестиционной привлекательности города. Только за последний год объем налоговых поступлений в городской бюджет от предпринимательской деятельности вырос в 2 раза.
Организованная преступность - это, как правило, верхушка айсберга, существование которого невозможно без коррумпированных чиновников. Насколько эффективно прокуратуре области удается бороться с этим злом?
Тимур Кебеков: Такие примеры есть. По результатам прокурорских проверок, в том числе проведенных во взаимодействии со службой Росфинмониторинга, следственными органами возбуждено и расследуется уголовное дело по обвинению бывшего депутата Псковского областного Собрания депутатов Михаила Гавунаса в совершении преступлений, предусмотренных частью 4 статьи 159 и частью 1 статьи 327 УК РФ. На основании информации, полученной прокуратурой области в рамках исполнения международного запроса, установлен факт наличия у Гавунаса, занимающего на тот момент должность заместителя председателя Псковского областного Собрания депутатов, гражданства Государства Израиль. Данное обстоятельство он скрыл в ходе двух избирательных кампаний. По представлению прокуратуры области Гавунас был досрочно лишен депутатских полномочий, а по факту представления в официальные органы поддельного фиктивного документа - "Подтверждение МВД Государства Израиль об отсутствии гражданства" - возбуждено и расследуется уголовное дело.
Кроме того, правоохранительными органами установлено, что в период занятия Гавунасом должности заместителя главы администрации Псковской области им реализована мошенническая схема фиктивного увеличения уставного капитала ЗАО "Псковпищепром" за счет собственных средств общества с целью завладения его активами и их вывода из-под контроля государства (ч. 4 ст. 159 УК РФ). По версии следствия причиненный ущерб превысил 1 миллиард рублей. Сегодня Гавунас привлечен по этому делу в качестве обвиняемого. Сразу после его возбуждения он покинул территорию России, скрылся от органов следствия и суда, в связи с чем заочно арестован и объявлен в международный розыск. Заместителем Генерального прокурора РФ Александром Звягинцевым в компетентные органы Государства Израиль направлен запрос о его аресте и выдаче.
Другой пример. Недавно завершен резонансный судебный процесс в отношении председателя Собрания депутатов Опочецкого района, который получил взятку за содействие в заключении муниципального контракта. Ему назначено справедливое наказание, которое он будет отбывать в местах лишения свободы длительное время с дополнительным наказанием в виде штрафа в размере 28 миллионов рублей. Уверен, что этот факт послужит хорошим уроком для потенциальных нарушителей закона и даст серьезный профилактический эффект.
Очевидно, что возместить причиненный ущерб не всегда легко. Почему, по вашему мнению, правоохранители, как правило, "бьют по хвостам"? Неужели нет способов предупредить преступление, особенно когда речь идет о преступлениях против личности?
Тимур Кебеков: Вы затронули серьезную тему. Я еще помню, что в конце 80-х годов прошлого века отечественная система профилактики преступлений и правонарушений по общепризнанным международным оценкам являлась одной из лучших. Но, к сожалению, в истории функционирования российской системы профилактики преступности имелся период, когда внимание к вопросам предупреждения нарушений, выявления и устранения причин и условий, им способствующих, ослабло.
На федеральном уровне до сих пор отсутствует единый нормативный акт, регулирующий основы организации и осуществления этой деятельности. Такие нормы закреплены в различных документах, в том числе и в региональных правовых актах. Фактически сегодня в той или иной степени вопросами профилактики занимаются без малого 19 различных ведомств и организаций, то есть зачастую "у семи нянек дитя без глазу".
И какой выход из этой ситуации?
Тимур Кебеков: Проектом соответствующего Федерального закона органы прокуратуры впервые отнесены к субъектам профилактики правонарушений, поэтому Генеральная прокуратура поддержала нашу инициативу о введении в порядке эксперимента в штат аппарата прокуратуры должности старшего помощника прокурора области по надзору за исполнением законодательства о профилактике правонарушений и преступлений. В его обязанности будет входить анализ состояния законности и эффективности не только межведомственного взаимодействия правоохранительных, контролирующих и других органов государственной власти и местного самоуправления по вопросам профилактики преступлений и правонарушений, но и организация этой работы между структурными подразделениями прокуратуры. Поскольку направлений деятельности у прокурора много, а решение вопросов, связанных с профилактикой, присуще каждому из них.
Я не устану повторять о важности профилактики, пока в сознании каждого уполномоченного лица не укоренится мысль о том, что силы и средства, сегодня вложенные в нее, завтра сэкономят значительные материальные и трудовые ресурсы, необходимые на ликвидацию последствий преступления. Может даже спасут чью-то жизнь.
Как это, например, было в колонии строгого режима, где вы выступили в несвойственной для прокурора роли переговорщика по освобождению заложников?
Тимур Кебеков: Это произошло несколько лет назад. Двое осужденных исправительной колонии поселка Середка захватили в заложники 6 женщин - сотрудниц медсанчасти. Тогда я оказался единственным из руководителей правоохранительных органов, с кем они согласились вести переговоры. В результате непростых, скажем так, переговоров и совместных действий правоохранительных органов и спецподразделений заложники были освобождены. Все остались живы - это самое главное. Виновникам судом в общей сложности назначено наказание в виде 28 и 29 лет лишения свободы в колонии особого режима.
Прокуратура Псковской области известна и в нашем надзорном ведомстве, и среди зарубежных коллег как самая продвинутая в сфере информационных технологий. Вы их не только используете, но и разрабатываете. Как вам это удается?
Тимур Кебеков: Я всегда стремился к тому, чтобы каждый сотрудник в своей ежедневной деятельности мог применять все достижения технического прогресса, позволяющие оптимизировать работу.
При помощи и поддержке центрального аппарата в 2008 году создана закрытая корпоративная сеть передачи данных, объединившая областной аппарат и прокуратуры районного звена. На ее базе успешно функционирует система видеоконференции. В этом режиме проводим большинство совещаний, когда не надо тратить время и силы на многочасовые переезды по области. В порядке взаимодействия по видеоконференции нам читают лекции преподаватели из Санкт-Петербургского юридического института Академии Генеральной прокуратуры. В них участвуют коллеги из прокуратур, входящих в Северо-Западный федеральный округ, ряда субъектов Сибирского и Дальневосточного федеральных округов.
Совместно с информационной компанией "Кодекс" создана специальная компьютерная программа, позволяющая изучать нормативные правовые акты и их проекты на предмет законности, наличия либо отсутствия коррупциогенных факторов и поиска пробелов в правовом регулировании. Опыт организации этой работы рекомендован Генпрокуратурой к использованию по всей стране. Благодаря имеющимся техническим возможностям в регионе сейчас реализуется пилотный проект "Государственная автоматизированная система правовой статистики".
Работает информационный портал прокуратуры - это своего рода накопитель необходимой для работы информации от текстовых файлов до фото- и видеоматериалов. Ближайшая цель - создание единого информационного пространства правоохранительных и контролирующих органов региона.
Что касается международного сотрудничества, то за последнее время Генеральной прокуратурой России на базе прокуратуры области проведен ряд международных конференций и встреч, имевших широкое иностранное представительство. Это обусловлено не только наличием у нас соответствующих технических и организационных возможностей, но и приграничным положением региона. Протяженность границы без малого составляет 800 км, мы единственный субъект в стране, граничащий сразу с тремя государствами: Эстонией, Латвией и Белоруссией. Наиболее тесные и конструктивные взаимоотношения сложились с белорусскими коллегами - прокуратурой Витебской области, причем не только деловые, но и дружеские.
В эти дни прокуратура Псковской области отмечает 70-летие. Какие задачи вы ставите на перспективу, какой видите прокуратуру в будущем?
Тимур Кебеков: Надеюсь, что, как и сегодня, коллектив прокуратуры области будет работать как единый, слаженный организм. Для нашей профессии это очень важно. Значимо и то, что поколение действующих прокуроров сохраняет и продолжает профессиональные традиции, помнит свою историю, которую творили ветераны, а значит, у прокурорской системы есть будущее.
Я благодарен каждому сотруднику прокуратуры Псковской области, работавшему вчера и исполняющему свой долг сегодня, за мужество, за огромный труд, за неиссякаемое желание помогать людям и хочу пожелать крепкого здоровья, долгих счастливых лет жизни и мирного неба над головой.
Прокурор Псковской области Тимур Кебеков родился в 1963 году в городе Орджоникидзе Северо-Осетинской АССР. В 1985 году окончил Ленинградский государственный университет имени А.А. Жданова. В органах прокуратуры служит 29 лет. С августа 1985 года по март 2001 года работал в Северо-Кавказской транспортной прокуратуре в Ростове-на-Дону. Прошел путь от стажера Кавказской транспортной прокуратуры до начальника отдела Северо-Кавказской транспортной прокуратуры. С марта 2001 года - начальник управления прокуратуры Ростовской области, а с ноября 2003 года - заместитель прокурора Ростовской области. В должности прокурора Псковской области - с 2007 года. За безупречную службу 28 раз поощрялся, в том числе приказами Генерального прокурора РФ ему трижды досрочно присваивались очередные классные чины. Награжден именным огнестрельным оружием. Женат, воспитывает двоих детей.