На каждой из 33 - по числу букв алфавита - страниц здесь изображена какая-нибудь воронежская достопримечательность. Музей "Арсенал" и заповедник "Дивногорье", старинные храмы и лютеранская кирха, Придаченская дамба и Березовая роща - выбор автора прихотлив, чем, по его мнению, и интересен.
Горожане активно участвовали в создании "Азбуки": собрали 150 тысяч рублей на краудфандинговой платформе, подсказывали Флоренскому в Facebook объекты и любопытные факты о них (каждая картинка сопровождается подписью). Не остался в стороне региональный департамент культуры и архивного дела, выделивший 200 тысяч рублей, а также местные бизнесмены.
- Мне следовало бы поблагодарить огромное количество людей, которые помогли "Воронежской азбуке" выйти в свет. Большинство из них мне неизвестно, и в этом тоже есть своя прелесть, часть - мои друзья, их маленькие фигурки можно найти в книжке. Но обычно забывают одного человека, без которого вообще никаких "Азбук" бы не случилось, - отметил Александр Флоренский. - Это поэт Миша Король, с которым мы в 2008 году сидели в кафе в Иерусалиме - я даже помню, как оно называлось! - и он предложил: "А давай ты нарисуешь город, а я напишу стихи". Так все завертелось. Больше я с поэтами не работал, но на форзацах "Азбук" всегда пишу, что именно Миша автор той прекрасной идеи, которую я так счастливо украл. Или как это сейчас называется - франчайзинг? лизинг? Короче говоря, серия растет, а он и рад.
Книгу начали активно раскупать в день презентации. Многие рассчитывают, что она станет оригинальным подарком гостям Воронежа. В том числе высокопоставленным - среди них ведь немало людей без предрассудков и со вкусом.
Графические листы, которые Флоренский создал для "Воронежской азбуки" в мае этого года, останутся в фондах областного художественного музея имени И. Н. Крамского. Его директор Владимир Добромиров в шутку посетовал на "краткость" русского алфавита - сколько еще можно было бы нарисовать! К слову, на некоторые буквы автор отобрал сразу несколько достойных объектов и умудрился найти такие ракурсы, чтобы запечатлеть как можно больше.
- Бывая по долгу службы на разных конференциях и собраниях в других регионах и в столице, нередко слышу заносчивое: "Ну Воронеж ваш - это где вообще?!" Теперь буду с полным правом отвечать, что Воронеж - это где-то рядом с Иерусалимом, Тбилиси и Санкт-Петербургом, - добавил Добромиров.
Сейчас авторские иллюстрации выставлены в одном из залов музея. Посмотреть их можно бесплатно до 5 октября. Там же продают открытки и собственно "Воронежскую азбуку" - чуть дешевле, чем в книжных магазинах. Адрес: Воронеж, проспект Революции, 18. График: ср - вс с 10 до 18 часов, пт с 11 до 18, последний четверг месяца - с 12 до 20. Касса прекращает работу за 45 минут до закрытия музея. Телефон для справок: (473) 255-38-67.
Александр Флоренский, виновник торжества:
- Моя жизнь похожа на пачку бумажных платочков. Один вынешь - и сразу тянется краешек другого. В мае после Воронежа я уехал делать книжку про путешествие из Мурманска в Киркенес с заездом в Териберку, Титовку, Заполярный никель, Борисоглебск, Гренсе Якобсельв, Пасвик, Варде, Вадсе, Бюгейнес и Нейден. Уфф. Наподобие "Путешествия Гулливера" Свифта. Она чем-то похожа на "Азбуки", такого же формата, но сброшюрована как альбом. Новую игру я придумал, этот формат путешествия. Там вся левая страница отводилась тексту на двух языках, его надо было сочинить, перевести на английский почти самому. Зато букв не было - не надо было мучиться, что на одну пять прекрасных предметов, а на другую - ни одного. Верстка этой книги уже кончилась, в октябре должна быть презентация.
Теперь мои друзья захотели, чтобы я сделал "Азбуку" про Нью-Йорк, ищут деньги. Вчера мне был звонок, в котором смутно зашел разговор о Черногории - но там скорее формат "Путешествия". А может, и "Азбуки", потому что страна маленькая. Правда, я там не был. Псков пока в мечтах и планах. Цинично признаюсь, что, поскольку там гонораров не предусмотрено, меня все время перехватывают те, кто все-таки как-то оплачивает труд. Но сделать "Псковскую азбуку" мой долг, и я ее сделаю рано или поздно, и совершенно бесплатно.
Первые книжки я рисовал про города, которые очень люблю. Воронеж и Киркенес тоже в принципе знаю и люблю, бывал там не раз. То есть это труд заказной, потому что за деньги, - но по любви!
Черногорию и Нью-Йорк, наверное, уже можно рассматривать как заказное творчество, хотя мне правда интересно. Еще не совсем проституция, но уже не совсем любовь. Что-то такое среднее, надо будет разобраться с этим вопросом. Потому что, например, Нью-Йорк мне в живописном отношении совсем не нравится, а в рисовальном - там много того, что я люблю, а именно корабликов (кораблики, собачки, котики, человечки кочуют по моим книгам: весь мир-то одинаковый).
Манхэттен окружен пирсами, и я чувствую, что могу развернуться. И в Черногории с этим все вроде бы в порядке, судя по фотокарточкам. Думаю, что сумею эту "проституцию" все-таки в любовь перевернуть. Делать что-то чисто за деньги я много раз отказывался.
Боюсь немножко - вот начали звать, приглашать… Не хочу, чтобы это превратилось в рутину. Хочу, чтоб каждый раз было открытие, праздник и мучение. Привычный ужас, как говорил Довлатов, перед белым листом, а не заученное что-то.
Справка "РГ"
Александр Флоренский - художник, один из организаторов группы "Митьки" (1985-2005), коллекционер произведений современного искусства и деревенских копий "Охотников на привале", а также автор иллюстраций к культовому трехтомнику Сергея Довлатова.
Работы Флоренского находятся в коллекциях Русского музея и Эрмитажа, Третьяковской галереи и Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, в City Art Museum (Хельсинки) и The Victoria & Albert Museum (Лондон), а также во многих провинциальных собраниях России.