Михаил Асланович, для кого создан Sukhoi Business Jet?
Михаил Погосян: Самолеты бизнес-класса - это выгодный, но нишевый продукт. По нашим оценкам, мировой парк бизнес-самолетов распределяется примерно так: 57 процентов - авиакомпании, занимающиеся бизнес-перевозками, 23 процента - корпоративные и частные клиенты, и 20 процентов - госзаказчики.
Это самолеты для успешных людей, кому дороги время и комфорт. Они должны иметь возможность путешествовать в любую точку планеты. Куда бы они ни направились, у них должны быть для этого надежный лайнер и комфорт, который они заслуживают. Sukhoi Business Jet (SBJ) создан для решения таких задач. Для этих категорий клиентов мы и будем поставлять наш продукт.
Покупка самолета - дорогое удовольствие. Планируете ли вы программы лизинга для этой линейки самолетов?
Михаил Погосян: В нашем сегменте бизнес-самолетов порядка 50 процентов машин находится во владении клиентов, оставшиеся 50 процентов - в операционном лизинге у финансовых структур. Традиционные лизинговые компании, специализирующиеся на лизинге авиатехники практически не покупают бизнес-лайнеры, потому что сложно говорить об остаточной стоимости такого продукта и перспективах реализации конкретного судна на вторичном рынке. Мы разрабатываем ряд инструментов поддержки продаж нашего продукта.
Вместе с тем, формируя ориентировочную каталожную стоимость продукта, понимая, что в бизнес-лайнерах многое зависит от стоимости интерьера, мы рассчитываем обеспечить преимущество в 10 процентов по сравнению с нашим ближайшим "соседом" - самолетом Lineage1000. Таким образом, стоимость владения нашим самолетом будет весьма привлекательна.
Заказчик берет самолет на свой вкус. Он может, например, поставить фонтан внутри?
Михаил Погосян: Все-таки, фонтаны и другие изыски довольно редко встречаются на самолетах нашего класса, они весьма солидно увеличивают стоимость владения. Это, скорее, свойственно частным владельцам самолетов на базе широкофюзеляжных лайнеров. Мы, в основном, будем использовать типовые варианты интерьера. Один из которых - VIP. Его уже можно увидеть на первом Business Jet. VIP-версия на базе серийного самолета версии basic, которая будет эксплуатироваться в интересах одной из российских госструктур - Рособоронэкспорта.
Данная VIP-версия самолета отличается повышенным комфортом в пассажирском салоне, достигаемым за счет установки интерьера для "очень важных персон", обеспечения повышенного уровня обслуживания и наличия мультимедийных систем. Все это позволяет в полете как работать, так и отдыхать.
Второй вариант самолета - корпоративный, когда только часть самолета оборудована большими и мягкими креслами и специальным оборудованием для VIP-пассажиров. А вторая часть самолета используется для сопровождающих лиц. Там можно установить кресла бизнес или экономкласса в зависимости от пожеланий заказчика. Но фонтанов мы здесь не планируем.
А если говорить о рынке в целом, есть ли привлекательные предложения при продаже самолетов на "вторичке"? Собираетесь переманивать таких покупателей?
Михаил Погосян: Основными клиентами конвертированных самолетов являются госструктуры: это 68 процентов заказчиков. Мировой парк таких самолетов насчитывает около 250 самолетов, из которых 26 процентов - это Россия и СНГ. В России парк таких ведомственных лайнеров изношен. В силу специфики этого сегмента, такие заказчики базируются на отечественных самолетах. Конвертировать Ту-134 и Ту-154 вряд ли кто-то будет, и SBJ в этом случае походит как нельзя лучше.
Окончательная цена самолета такого класса зависит от пожеланий каждого конкретного заказчика. Однако с учетом привлекательной стоимости базового самолета, вместе с дальнейшими оптимальными затратами на его обслуживание, стоимость владения SBJ становится весьма конкурентоспособной.
С обслуживанием самолетов проблем не будет?
Михаил Погосян: Он будет обслуживаться по всему миру. У нас есть совместное предприятие с итальянскими коллегами. Есть склады в Москве и во Франкфурте, откуда поставляются запчасти по всему миру. Действует и инфраструктура в Европе, США и Мексике. Можно воспользоваться сервисом обслуживания и на Дальнем Востоке, там где непосредственно производят сами самолеты. Обеспечиваем техническую поддержку в Юго-Восточной Азии.
Покупая дорогую технику, всегда интересуются, есть ли гарантия. На самолет ее даете?
Михаил Погосян: Конечно. На самолет такого класса гарантия составляет 24 - 36 месяцев.
А не будет ли проблем с запчастями для этого самолета в свете геополитической обстановки?
Михаил Погосян: Гражданская авиация - глубоко интегрированная сфера. Как у наших самолетов есть импортные запчасти, также и у иностранных есть российские комплектующие. Поэтому на сегодняшний день мы и наши партнеры заинтересованы в том, чтобы эксплуатация этого самолета приносила доход как нам, так и им. Гражданская авиация - та сфера, где международная кооперация будет сохранена. Основной объем работ по изготовлению компонентов выполняют специализированные компании. Интерьер на самолет для "Рособоронэкспорта" устанавливается на площадке компании "Гражданские самолеты Сухого" в Московской области компанией "Аэростайл", которая много лет изготавливает и устанавливает VIP-интерьеры на самолеты российских госструктур. Кроме того, "Аэростайл" является поставщиком интерьеров кабины экипажа на все самолеты Sukhoi Superjet 100. Мы привлекаем к кооперации и другие компании.
Возможность установки интерьеров есть и у SuperJet International - в Венеции. У SuperJet International есть необходимые производственные мощности, на них производится монтаж интерьеров для мексиканского заказчика пассажирских самолетов Sukhoi Superjet 100 - компании Interjet. Площадка в Европе в рамках единого таможенного пространства имеет ряд преимуществ при комплектации от различных иностранных поставщиков.
Как будет развиваться проект Sukhoi Business Jet?
Михаил Погосян: Планируем постепенно внедрять отдельные технические решения в соответствии с пожеланиями конкретных заказчиков. Например, душевые кабины, бортовой трап, спутниковую связь, бортовые системы и другие опции. Сейчас ведется работа по усовершенствованию топливной системы лайнера. К концу 2016 года планируем сертифицировать эти доработки. В результате, после установки дополнительных топливных баков, увеличится дальность полетов. Почти до 8000 километров.
Постепенное внедрение технических решений даст возможность создать в дальнейшем оптимальный облик самолета Sukhoi Business Jet.
Тем временем
В выходные стало известно, что о поставках самолетов Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100) договорились Россия и Вьетнам.
Об этом рассказал заместитель министра промышленности и торговли Виктор Евтухов.
"Сейчас вьетнамская сторона заявила, что интерес к этому лайнеру сохраняется. И мы очень надеемся, что в ближайшее время граждане Вьетнама смогут летать на безопасных комфортабельных российских самолетах", - подчеркнул замминистра. Но сколько именно российских самолетов закупит Вьетнам, и когда это произойдет, пока неизвестно.
Зато известно, что вскоре три самолета Sukhoi Superjet закупит Лаос. А Индонезия приобретет десять таких лайнеров. Интересуются самолетом SSJ-100 и европейские авиакомпании. Они приобретут восемь отечественных лайнеров в сентябре 2015 года.