Но "консерватор" - слово безразмерное. Что именно "консервируют"?
Традиции? В разных странах - разные. Правоверный консерватор в США - сторонник "маленького государства", а в России - Великого Государства.
Да и в одной стране разные традиции. Вот в России, с нашим опытом открытых и закрытых исторических переломов... Старообрядцы защищали свой образ жизни и веры. Патриархальные крестьяне - свой. Их идеологию "от их имени и без поручения" описал крестьянский консерватор - Толстой. Дворяне-монархисты ("зубры") пытались удержать свою власть и порядки. Обычно их идеологов (Леонтьев, Катков и т.д.) и называют "русскими консерваторами".
Но позже были уже не "белые", а "красные" консерваторы-фундаменталисты. Разве секретарь ЦК КПСС Суслов был меньше "хранителем Вечности", чем обер-прокурор Синода Победоносцев? Один защищал идеологию номенклатурного дворянства, другой - столбового дворянства, но оба - "санитар-государственники", борцы с микробами западного либерализма. Даже внешне чем-то похожи - не то "Великие Инквизиторы", не то "человеки в футляре", боящиеся приоткрыть щелку - вдруг ветерок сдует весь каменный Храм Госидеологии...
Вообще же под "консерватизмом" понимается идеология, начавшаяся как ответ европейских аристократических элит конца XVIII и XIX века на вызов буржуазного общества. Маркс писал, что буржуазия "потопила в ледяной воде эгоистического расчета священный трепет религиозного экстаза, рыцарского энтузиазма, мещанской сентиментальности". Вот против этого "прогрессивного утопления" и выступил консерватизм - как раз от имени Церкви, рыцарей и патриархального общества.
Согласно консерваторам, деньги - не всеобщий "ледяной эквивалент". Экономика не первична в общественных отношениях, а мотивы самой экономической деятельности - совсем не только голая, ничем не ограниченная жадность. Если бы этических аксиом в экономике не было, то не было бы и производства, а только разбой (подробно эти идеи развиты Вебером в "Протестантской этике и духе капитализма").
Сакральные ценности, Честь, Традиции - никуда не исчезают при капитализме. Эти понятия по-прежнему структурируют общество. Есть в обществе (любом) и неизбежная иерархия, причем высшие классы должны не просто пользоваться привилегиями, а нести свою Миссию - религиозную, этическую, эстетическую.
Часто такие рассуждения служили лишь для оправдания "эгоистического расчета" монарха и аристократии, их феодальных привилегий. Но какими бы ни были мотивы - есть в консерватизме простой рациональный смысл.
Общество - не сумма "людских атомов", а целостная, "живая" Система. Со своей генетикой, игнорировать и насиловать которую бесполезно - все равно бумерангом вернется. История общества, нации, "записаны" в сознании и подсознании каждого человека. На больших временных отрезках развитие общества органично, социальные изменения прочны лишь тогда, когда соответствуют "культурно-генетическому коду".
Консерватизм учил, что рациональные схемы - не истина в последней инстанции. В привычках, интуиции, ритуалах общества, в этих "подсознательных предрассудках" иногда закодировано больше здравого смысла, чем в призывах к их разрушению во имя Прогресса.
Да, за 200 лет политическая повестка Запада сменилась не меньше чем технологии. Власть парламента, всеобщее избирательное право, несправедливость сословных привилегий, социальные гарантии - все эти споры давно разрешены. Либералы победили по всему фронту, и по мере продвижения общества "вперед" они сами оказывались в консервативном "тылу". Либерал XIX века сегодня казался бы даже не консерватором, а "ископаемым реакционером".
Но "вечно вчерашние" консерваторы оказали огромное влияние на общество. Они "придерживали Историю", "организовывали трение", необходимое социальной машине, чтобы не улететь в пропасть на первом повороте. Да, были "злокачественные", "революционные консерваторы", которые пытались "развернуть Время" (самый известный пример - "фашистская судорога"). Они были сломаны физически, а их последователи стали интеллектуальными маргиналами.
Зато "консервативный мейнстрим" - важное течение. Оно необходимо особенно сегодня, когда Цивилизация в своем развитии породила новые вызовы: от биогенетических экспериментов до однополых браков, от нашествия мигрантов до глобализма. А главное - в современном Мире не чувствуется больших творческих порывов, "креативный класс" креативит очень уж мелко. Консерваторы давно обещали, что в ходе модернизации иссякнет "дух" - но знают ли они, как вернуть Человечеству творческую энергию или у них самих "духу не хватает"?
Какова роль консерватизма в России сегодня? Широкие массы инстинктивно жмутся к традиционным Институтам. Но место осмысленной идеологии часто занимают "колебания вместе с линией партии", разухабистое хвастовство, конспирология и посвист американофобии... "Дресс-кода" у нашего консерватизма нет - и в "консервативный клуб" легко входят радикалы, маргиналы.
А проблемы перед Россией все те же - модернизация без утраты себя, поиск своих ответов на реальный кризис Западной Цивилизации.
В последнее время Центром, где идет работа по соединению научного анализа консерватизма и его политических практик, стремится стать Институт социально-экономических и политических исследований. Задача перед ним очень важная: ведь без рефлексии и интеллектуальной дисциплины - вменяемого консерватизма нет.