08.09.2014 23:42
    Поделиться

    Врачам приходится раскрывать данные пациентов налоговым органам

    Медучреждениям приходится раскрывать инспекторам врачебную тайну
    Сегодня медучреждения стоят перед непростым выбором: нарушать конституционные нормы или налоговые. Врачи не имеют права раскрывать конфиденциальную информацию о болезнях и лечении своих пациентов. Но налоговые органы требуют подтверждения правомерности применения нулевой ставки по налогу на прибыль и освобождения от НДС. А для этого необходимо предоставить первичную документацию, в которой содержатся персональные данные пациентов и методы их лечения.

    Можно ли удовлетворить требования налоговых органов, не нарушая закона, пытались разобраться эксперты на "круглом столе" "Медицина и налоги. Льготы и споры. Есть ли требование к медицинским организациям раскрывать тайну пациента перед налоговыми органами? Финансовые и имиджевые риски".

    Каждый россиянин имеет право на сохранение конфиденциальности в отношении информации о здоровье. Это гарантирует ему Конституция РФ, Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан и Семейный кодекс. "Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" устанавливает понятие врачебной тайны. Что относится к врачебной тайне? Это сведения о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья гражданина и иные сведения, полученные врачом при медицинском обследовании и лечении пациента", - говорит Олег Терехов, руководитель юридического отдела НП "Национальный медицинский конгресс".

    Нарушение этого права влечет административную и уголовную ответственность. "Кодексом об административных правонарушениях за разглашение информации с ограниченным доступом к ней относится и врачебная тайна, назначена административная ответственность. Так как налоговый орган не отнесен к числу организаций, которые вправе истребовать эту информацию, то лицо, предоставившее такие сведения, является нарушителем. Для него административная ответственность установлена в виде штрафа от 4 до 5 тысяч рублей. Но не исключено и уголовное наказание", - говорит Терехов. Парадокс заключается в том, что налоговый орган за запрос сведений, на которые он не имеет права, ответственности не несет.

    Законные права на сохранение врачебной тайны пациентов идут вразрез с практикой налоговых органов при проведении ревизионных мероприятий. Медицинские учреждения пользуются рядом налоговых преференций. Организации, осуществляющие медицинскую деятельность, могут применять ставку 0% по налогу на прибыль. Также медицинская деятельность освобождена от уплаты НДС. Для того чтобы убедиться, что организации правомерно используют освобождения от уплаты налогов, инспекторы изучают работу медицинских учреждений. Иногда углубляясь в специфику их деятельности вплоть до анализа историй болезней пациентов. Так как сомнения у налоговиков может вызвать даже избранный врачом метод лечения.

    "Налоговый орган часто приходит к выводу, что тех документов, которые по Закону "О бухгалтерском учете" являются первичными, недостаточно для подтверждения факта оказания налогоплательщику медицинских услуг. Акты приема-передачи медицинских услуг, составленные в соответствии с требованиями Закона "О бухгалтерском учете" с указанием наименований услуг, их количества и других обязательных реквизитов, налоговый орган не считает исчерпывающими. Поэтому при выездных и камеральных проверках налоговые органы требуют детализацию актов, расшифровку, которая содержала бы указание конкретных манипуляций, которые были проведены при оказании услуг пациенту, истребуют документацию, которая содержит сведения, перечисленные в Законе "Об основах охраны здоровья граждан в РФ", - поясняет Олег Терехов.

    Врачи оказываются перед трудным выбором: предоставить сведения налоговым органам, тем самым раскрыв врачебную тайну своих пациентов, и понести репутационные и финансовые риски или отказать и подвергнуться судебному преследованию и штрафным санкциям со стороны ФНС.

    "Многие налогоплательщики идут по пути нарушения врачебной тайны. В ряде случаев между медицинским учреждением и налоговым органом достигается компромисс, который заключается в сокрытии информации о личных данных пациентов", - говорит Олег Терехов. Фамилии пациентов на документах затираются, чтобы не было возможности идентифицировать их личность. Такой подход позволяет хоть как-то сохранить врачебную тайну. Но замазывание фамилий в документах сложно назвать цивилизованным выходом из ситуации.

    Эксперты считают, что налоговые органы интерпретируют право в свою сторону, в то время как в НК прописаны совсем другие нормы. "Статья 93.1 НК сообщает, что налоговый орган обязан сообщить конкретную сделку, по которой медучреждение должно предоставить информацию. А не требовать всю документацию за последние два-три года, как это бывает в большинстве случаев", - объясняет специалист в области налогового и финансового права, управляющий партнер "Персональный налоговый менеджмент" Василий Ваюкин.

    Представители налоговой службы заявляют, что медучреждения нагнетают обстановку. Так, при подтверждении нулевой ставки по налогу на прибыль сведения, содержащие врачебную тайну, не запрашиваются. "Любое исчисление налога на прибыль осуществляется на основе документов. Это могут быть как регистры налогового учета, так и первичные учетные документы, а также данные отдела кадров, потому что нам необходимы сведения о численности коллектива организации. Но никакие истории болезни клиентов нам не нужны", - уверяет Татьяна Акинина, заместитель начальника отдела налогообложения юридических лиц УФНС по г. Москве.

    При этом специалисты налоговых органов также согласны с тем, что передача сведений, содержащих врачебную тайну, недопустима. Причем есть документ, разъясняющий этот момент без разночтений. "В статье 82 НК говорится, что сведения, содержащие профессиональную, в том числе врачебную тайну не допускаются к сбору, хранению и передаче", - отмечает главный государственный налоговый инспектор УФНС по г. Москве Иван Барабанов.

    Однако на деле это происходит. Иван Барабанов объясняет это просто. В медицинской практике применяется система кодирования наименований оказываемых услуг. И даже эти коды медучреждения не вправе передавать налоговикам. Разрешенными для предоставления являются только два кода, обозначающие обычное и дорогостоящее лечение. В итоге налоговые органы получают соответствующий всем правилам набор документов, в котором совершенно ничего невозможно понять.

    "Если вы предоставите в налоговые органы документы, и по ним инспектор, не обладая профессиональными медицинскими знаниями, сможет увидеть, какие именно услуги были оказаны, думаю, претензий не будет", - говорит налоговик. Правда, тут же получает от экспертного сообщества уточняющий вопрос: какой именно документ, не содержащий информацию о пациентах, следует использовать? Подходящий налоговым органам и медучреждениям подобрать так и не удалось. В итоге решено рассмотреть вопрос подробнее и выработать четкие рекомендации, какими именно документами медучреждения могут подтвердить оказание медицинских услуг.

    Поделиться