Созданию автотуркластера на М-4 может помешать скепсис инвесторов

Перспективы развития туристско-рекреационных кластеров, вопросы частно-государственного партнерства (ГЧП) и преференций для потенциальных инвесторов представители бизнес-сообщества и власти обсудили на примере опыта Липецкой области в ходе форума "Инвестиции в гостеприимство".

Место форума выбрано неслучайно. В Липецкой области уже несколько лет реализуется кластерный подход к развитию туризма. Сегодня здесь заявлено пять туристско-рекреационных зон, а в минувшую пятницу дан старт строительству автотуристского кластера "Задонщина". Он расположится на 425 километре федеральной автодороги М-4 "Дон", и его потенциальными посетителями могут стать все путешествующие на своих машинах от Санкт-Петербурга и Москвы до Черноморского побережья. Через Задонский район по трассе "Дон" в сутки проезжают до 40 тысяч автомобилей, включая вместительные междугородные автобусы. Учитывая, что в непосредственной близости от кластера находится город Задонск, издревле славящийся святыми местами, он будет востребован и у паломников. Да и сам район из-за живописных мест в окрестностях Дона нередко называют "Русской Швейцарией". И провести отпуск сюда традиционно приезжают не только липчане, но и жители других регионов.

За несколько лет в чистом поле планируется построить целый автотуристский городок - с мотелями, точками общепита, парковками, торговыми и развлекательными центрами. Финансирование проекта планируется осуществлять на основе принципов ГЧП. Средства федерального и областного бюджетов будут выделять на капитальное строительство и модернизацию объектов обеспечивающей инфраструктуры, а частные инвестиции направят на возведение и реконструкцию объектов туристской инфраструктуры.

Среди мер господдержки липецких туркластеров названы субсидирование процентных ставок по инвестиционным кредитам и предоставление земельных участков в аренду с последующим правом выкупа на период строительства на льготных условиях. Кроме того, речь идет о возможности разделить бремя финансовых вливаний с государством и о пакете льгот, принятом в области для резидентов особых экономических зон регионального уровня.

Никто не хочет быть первым. Такое в бизнесе происходит часто. Все ждут, как дело пойдет

Между тем, как отметил директор Липецкого центра развития туризма Сергей Рагозин, сегодня основная проблема - как растопить лед недоверия со стороны инвесторов?

- На мой взгляд, в Липецкой области созданы уникальные условия для инвесторов, - говорит он. - Наряду с федеральной поддержкой в рамках ФЦП "Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ" резиденты туристских кластеров получают ряд преференций и на региональном уровне. Но стоит отметить, что инвестор в нашей отрасли специфический. Если промышленник точно знает, когда он получит свою прибыль, то индустрия гостеприимства в России требует определенной работы. Не секрет, что внутренний туризм до сих пор был менее предпочтителен, чем внешний. Но, как только государство начало обращать внимание на него внимание, количество туристов в регионах России увеличилось.

- Многие бизнесмены сегодня действительно осторожничают, - подтвердил "РГ" председатель ассоциации рестораторов и руководителей предприятий общественного питания Липецка Андрей Плотников. - Во-первых, не все оправились от кризиса, а у новичков, готовых рисковать, для этого просто нет денег, в том числе и заемных. Сказывается и то, что никто не хочет быть первым. Такое в бизнесе происходит часто: мало кто берется открывать свое дело, когда рядом никого нет. Все ждут, как оно пойдет. Но мы решили рискнуть. Мы видим, что и местная, и федеральная власть делает все необходимое для того, чтобы сделать сферу туризма привлекательной для инвестора. И проекты совместного участия с государством - это то, что сейчас действительно нужно российскому бизнесу. Взять хотя бы создание необходимой инфраструктуры. Построить дорогу, подвести газ, воду, электричество обойдется намного дороже, чем само кафе. А здесь в кластере все это есть. И я считаю такой подход со стороны государства прорывом в организации бизнеса.

К строительству первого объекта в АТК "Задонщина" уже приступили. Здесь на площади 3000 квадратных метров возведут комплекс придорожного сервиса, который будет включать все необходимое для автотуризма. Появится кафе быстрого питания на 500 посадочных мест, в котором одновременно смогут обслуживаться пассажиры 12 автобусов. Плюс будет детский игровой городок, сувенирные лавки, аптека, супермаркет, объекты автосервиса и даже часовня.

На настроениях большинства бизнесменов сказывается и скепсис по поводу роста числа туристов. Липецкая область не входит в число самых популярных туристических мест России. Впрочем, как отметил начальник облуправления международных связей Игорь Маленко, на липецкой земле есть спрос на туристические услуги. Причем спрос высокоплатежный. Речь, в первую очередь, идет о специалистах и компаниях с участием иностранного капитала, прибывающих работать в регион.

- Кто-то приезжает на один-два дня, и, по отзывам хотельеров, для этих людей на рынке пока нет предложения по времяпрепровождению, - говорит Игорь Маленко. - Крупные группы иностранных технических специалистов, которые занимаются пусконаладкой оборудования на предприятиях с иностранным капиталом, проводят в регионе от трех до шести месяцев. И этим гостям нужно предложить маршруты выходного дня. Третья целевая группа - это топ-менеджеры, которые работают в области от года до трех. К ним приезжают семьи, дети, коллеги. Для них тоже нужен особый и, я подчеркиваю, качественный туристический продукт.