Новости

09.09.2014 12:43
Рубрика: Экономика

Нам бы в небо

Региональные перевозчики СЗФО расширяют маршрутную сеть
В субъектах Северо-Западного федерального округа развиваются межрегиональные авиаперевозки. Причем связь между столичными аэропортами и воздушными воротами областных центров налаживают не федеральные гиганты, а небольшие региональные авиакомпании.

Этим летом Вологодское авиационное предприятие возобновило регулярные авиарейсы между Вологдой и Москвой. Решение о приостановлении перевозок местные власти приняли два года назад из-за критической изношенности инфраструктуры аэропорта Вологда. А дотации, которые получали авиаторы из регионального бюджета, перераспределили на ремонт воздушных узлов Вологды и Великого Устюга.

В обоих аэропортах заменили приводные радиомаяки. Кроме того, в Вологде отремонтировали наиболее проблемный участок искусственного покрытия взлетно-посадочной полосы, провели мероприятия в сфере транспортной и авиационной безопасности.

И вот "воздушную блокаду" удалось снять. Сейчас вологодский перевозчик выполняет возвратные рейсы в Москву три раза в неделю - по вторникам, средам и пятницам. По словам врио губернатора Вологодской области Олега Кувшинникова, возобновление прямого авиасообщения с Москвой позволит увеличить туристическую привлекательность столицы региона, ее экономический, научный и культурный потенциал.

Тем временем псковский перевозчик "Псковавиа", который перешел из федеральной собственности в областную, уже год функционирует как межрегиональная авиакомпания. 1 августа прошлого года предприятие восстановило авиасообщение между Псковом и Санкт-Петербургом, прерванное больше 20 лет назад. А 12 августа стартовали полеты из Пулково в Апатиты, Вологду, Брянск и Курск.

На организацию этих маршрутов "Псковавиа" получила бюджетные деньги в рамках федеральной программы субсидирования региональных воздушных перевозок, что позволило авиакомпании сделать тарифы более доступными для населения. С момента открытия регулярного авиасообщения между Псковом и Северной столицей рейсом воспользовались свыше двух тысяч пассажиров. По направлениям Апатиты, Вологда, Брянск и Курск авиакомпания перевезла за год больше 21 тысячи человек.

- Пассажирский спрос оказался высоким, в отдельные дни по некоторым направлениям наполняемость салона достигала 100 процентов, - комментирует корреспонденту "РГ" ситуацию заместитель генерального директора "Псковавиа" Игорь Смирнов. - Мы прорабатываем вопрос расширения маршрутной сетки. Возможно, в зимнем расписании появятся четыре новых маршрута из Санкт-Петербурга в города СЗФО. Надеемся, новые маршруты, как и действующие, войдут в программу субсидирования авиаперевозок.

Сейчас одна из главных задач псковской компании - постепенное обновление воздушного парка. На регулярных пассажирских рейсах "Псковавиа" эксплуатирует отечественные самолеты Ан-24. Это надежные суда с многолетним запасом прочности, однако рано или поздно машины придется отправить на заслуженную пенсию.

- Инфраструктура многих региональных аэропортов не рассчитана на прием зарубежных самолетов, - продолжает Игорь Смирнов. - Кроме того, импортная техника не всегда может работать в условиях экстремально низких температур. А в российском самолетостроении альтернатив Ан-24 пока нет. Сейчас в правительстве РФ обсуждается вопрос организации серийного производства отечественного турбовинтового самолета Ил-114, и мы возлагаем большие надежды на этот проект.

Подъем региональной авиации переживает не только Северо-Запад, но и вся страна. И это не случайное явление. В последние годы правительство РФ запустило ряд программ по субсидированию межрегиональной авиации: перелетов с Дальнего Востока и из Калининграда в центральную часть России, авиаперевозок между узловым и региональными аэропортами, лизинга новой техники.

Пассажиропоток внутри страны за первые шесть месяцев этого года достиг 41,5 миллиона человек

В результате пассажиропоток внутри страны за первые шесть месяцев этого года достиг 41,5 миллиона человек, почти на 11 процентов превысив показатель прошлого года. Растет сегмент воздушных перевозок между субъектами Российской Федерации и внутри регионов, исключая Москву. В 2012 году авиакомпании перевезли 7,26 миллиона таких пассажиров, в 2013 году - уже 8,5 миллиона.

Возобновление региональных маршрутов в субъектах СЗФО, безусловно, можно назвать позитивным явлением. Но это лишь малый процент былого величия, считает президент фонда "Партнер гражданской авиации" Олег Смирнов.

- До 1990 года и Северо-Западный федеральный округ, и вся страна могли похвастаться отлично развитой структурой местных воздушных перевозок, - отмечает Олег Смирнов. - У нас было 1,4 тысячи аэродромов - почти на 1,1 тысячи аэродромов больше, чем сейчас. Да и полеты были доступны всем. К примеру, на среднюю месячную зарплату житель Крайнего Севера мог приобрести четыре авиабилета в любую точку страны. Теперь на эти же билеты надо работать полгода, не тратя деньги больше ни на что.

Необходимость возрождения региональных перевозок, по словам эксперта, назрела давно. Однако отдельных государственных программ мало. Необходима масштабная программа аэрофикации всей страны, которая будет содержать в себе комплексные меры по развитию аэропортовой инфраструктуры, авиапрома, системы подготовки персонала, регионального авиасообщения.

- Я очень рад подвижкам, которые происходят на Северо-Западе. Но хотелось бы, чтобы об успешном опыте в организации региональных перевозок мы говорили не как о каком-то значимом факте, а как о нормальной практике для всех субъектов страны, - подводит итог Олег Смирнов.

Экономика Транспорт Авиатранспорт Филиалы РГ Северо-Запад СЗФО Санкт-Петербург СЗФО Вологодская область СЗФО Псковская область