Новости

09.09.2014 00:40
Рубрика: Экономика

Нелегал уедет восвояси

Депутаты помогут таксомоторному бизнесу
На будущей неделе депутаты Госдумы рассмотрят в первом чтении проект федерального закона "О государственном регулировании деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси". По мнению авторов законопроекта, принятие в 2011 году закона N 69-Ф3, регулирующего таксомоторный бизнес, не принесло в полной мере ожидаемых результатов, так как была создана система взаимодействия лишь с законопослушными участниками рынка.

Однако по ряду причин рынок не спешит легализоваться. Значительное большинство перевозчиков предпочитает теневой сектор. Деятельность на основании разрешения воспринимается не как привилегия использования транспортной инфраструктуры в обмен на обязанность соблюдения определенных требований, а как дополнительное обременение, ухудшающее экономическое положение. Только в Москве, по оценкам столичного департамента транспорта, сейчас работает около 20 тысяч нелегалов.

Предлагаемый законопроект позволяет исключить выявленные на практике издержки Закона N 69-Ф3. Он предусматривает дифференцированный подход, индивидуализацию наказания с учетом характера совершенного административного правонарушения, учитывая причинение вреда публичным интересам. Ответственность легальных перевозчиков снижается, а нелегальных - значительно ужесточается.

Появляется система добровольной аккредитации субъектов рынка, которая позволит создать дополнительные стимулы легализации рынка таксомоторных услуг. Кроме того, в законодательство вводится понятие "операторской службы" как информационного центра, который предоставляет доступ фрахтовщикам и перевозчикам к информации через телекоммуникационные каналы связи, что значительно снизит себестоимость услуг. "Закон восстановит справедливость, - говорит первый зампред Комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслав Лысаков. - Сегодня Кодекс РФ об административных правонарушениях наказывает так называемых "бомбил", то есть нелегальных перевозчиков, как физических лиц, штрафом в пять тысяч рублей. А вот легальных перевозчиков - таксистов, которые получили разрешение, которые платят налоги, но тем не менее могли чего-то не учесть и какой-то, условно говоря, бумаги не вывесить в салоне, например, о стоимости тарифа, закон наказывает штрафом от 30 до 50 тысяч рублей. Это, конечно, несправедливо, поскольку получается, что мы стимулируем незаконный бизнес".

Принятие в 2011 году закона № 69-ФЗ, регулирующего таксомоторный бизнес, не принесло в полной мере ожидаемых результатов

Лысаков полагает, что главная сложность будет в контроле. "Согласитесь, что когда в потоке машин какое-то транспортное средство нелегально везет пассажира, то понять это невозможно, - говорит депутат. - А вот таксисты - они заметны. Здесь без профессионального сообщества, без некоммерческих, без общественных организаций, которые объединяют таксистов, нам не обойтись".

Законопроект, несомненно, интересен тем, что в случае его принятия впервые в истории России появится самостоятельный закон, регулирующий таксомоторные перевозки, считает глава НП "Лига такси" Булат Каримов. "Законопроект вводит более жесткие финансовые санкции по отношению к "бомбилам", детализирует процедуру получения и отзыва разрешения на таксомоторные перевозки, вводит дополнительные требования к автомобилям, водителям и компаниям такси. Отдельно в законопроекте упомянута господдержка предпринимателей, осуществляющих таксомоторные перевозки. Однако самой интересной, по моему мнению, является 9-я статья законопроекта, которая легализует деятельность информационных диспетчерских служб такси", - отмечает он.

Впрочем, перейти на легальную сторону выгодно не только "бомбилам", но и их пассажирам. Разница в цене нелегального и легального перевозчика несущественна, зато эта экономия совершенно не оправдывает рисков, возникающих при поездках с нелегалами.