К такому выводу пришли участники третьего Международного бизнес-саммита на круглом столе "Господдержка инвестиций в строительстве. Резервы роста объемов строительства в Нижегородской области".
По словам руководителя регионального минстроя Владимира Челомина, в прошлом году объем строительно-монтажных работ составил 143 миллиарда рублей, рост к 2012 году составил 2 процента. В ближайшие годы динамика должна быть лучше, в первую очередь за счет роста инвестиций в отрасль. К примеру, в строительную базу индустрии в прошлом году объем инвестиций составил 5 миллиардов рублей, а это вдвое выше, чем годом ранее. Из введенных объектов можно отметить завод по выпуску гипсокартона в Павловском районе.
Если говорить конкретно о жилищном строительстве, то в этом году в регионе должны ввести в строй 1,6 миллиона "квадратов". К 2020 году власти надеются эту цифру удвоить, чтобы достичь целевого показателя один введенный метр на каждого жителя области. При этом основной объем работ придется на Нижний Новгород и города-спутники, где спрос на жилье особенно велик. По расчетам минстроя, стабилизировать спрос и предложение, а значит и цены, можно будет при строительстве 2 миллионов квадратных метров в областном центре ежегодно, плановый показатель на этот год куда скромнее - вдвое меньше.
- Импульс строительной отрасли придаст подготовка к Чемпионату мира 2018 года, - отметил Владимир Челомин. - В ближайшие годы будут построены такие объекты, как стадион, новый терминал аэропорта, Борский мост, метро до Стрелки. По последнему объекту документы находятся на экспертизе, до конца года мы рассчитываем получить первое финансирование из федерального бюджета. Стоимость всех этих объектов составляет десятки миллиардов рублей, значительная часть средств идет из федерации.
Генеральный директор МКУ "Главное управление по строительству и ремонту метрополитена, мостов и дорожных сетей в Нижнем Новгороде" (ГУММиД) Юрий Гаранин в свою очередь отметил, что хотя федеральное финансирование и является благом для регионов (иначе многие крупные проекты реализовать было бы невозможно), работать по софинансированию тяжело из-за бюрократических проволочек. В качестве примера он привел строительство станции метро "Стрелка" - объект должен пройти ценовой аудит и экспертизу на соответствие требованиям безопасности. По идее, ничто не мешает делать их одновременно, но по процедуре они идут по очереди, из-за чего теряется около 100 дней.
Схожая ситуация со строительством трехуровневой развязки по пути в аэропорт. Один из этих уровней - высокоскоростная железнодорожная магистраль (ВСМ). Власти региона предлагали РЖД делать проект сообща, однако предложение не поддержали, теперь надо ждать, пока железнодорожники дадут свои технические условия. Получается, что заказчиком и развязки, и ВСМ является государство, но внутри себя скоординировать эту работу ему сложно.
Директор департамента градостроительного развития территории Нижегородской области Александр Бодриевский обратил внимание собравшихся на то, что инвестпроекты в строительстве с 1 июля невозможны без генерального плана территории. Соответствующие изменения были приняты на федеральном уровне. Поэтому в регионе ведется активная работа по утверждению таких планов на местах, вплоть до сельских поселений. Таким образом власти надеются устранить максимально возможное число препон для инвесторов.