10.09.2014 19:10
    Поделиться

    Уральские производители транспорта заместят импорт

    Одной из важнейших задач уральской промышленности должно стать импортозамещение, в том числе в сфере производства транспортных средств. Эта тема стала основной на завершившемся форуме - транспортном салоне "Магистраль".

    - Сегодня отечественный рынок во многом зависит от иностранных товаров, технологий и услуг. Доля импорта в отдельных отраслях достигает 70-90 процентов. Российским предприятиям необходимо ослабить эту зависимость хотя бы до 50-60 процентов. Сейчас полпредство проводит мониторинг иностранных поставок в УрФО с тем, чтобы на основе этого анализа разработать окружную программу импортозамещения, - подчеркнул полномочный представитель президента РФ в Уральском федеральном округе Игорь Холманских.

    В частности, одно из перспективных направлений импортозамещения - транспортное машиностроение. По словам полпреда, уральские предприятия производят современную технику, которая вполне может заменить иностранные аналоги. Поддержать отечественных производителей призван и запрет на госзакупку зарубежных машин, произведенных не в странах Таможенного союза, который введен правительством РФ с 14 июля текущего года. Под его действие попадают, в частности, бульдозеры, экскаваторы, вагоны, трамваи.

    - Транспортное машиностроение для Среднего Урала - одна из ведущих отраслей. В этом секторе насчитывается 247 предприятий с численностью работников 34 тысячи человек, - отмечает губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев. - Они производят порядка 3,5 процента транспорта и оборудования в стране и 56 процентов - на Урале. В частности, область лидирует по производству грузовых вагонов и магистральных электровозов - 39 и 42 процента соответственно. В последнее время производство транспортных средств демонстрирует высокие темпы роста основных экономических показателей. За семь месяцев 2014 года предприятиями отгружено продукции на сумму почти 46 миллиардов рублей, что на 103 процента превышает аналогичный показатель прошлого года.

    При этом важно, что отрасль наращивает не только объемы, но и технологический уровень продукции. В этом году предприятия Среднего Урала планируют поставить на отечественный рынок 80 современных трамваев, а также 65 инновационных легких самолетов. Кроме того, бизнес региона также планирует заняться выпуском коммунальной техники, в частности снегоуборочных машин.

    Сами уральские производители готовы откликнуться на призыв властей и заняться импортозамещением. К примеру, заменить уже покинувших российский рынок украинских конкурентов.

    - Они осуществляли активную экспансию на отечественный рынок, ежегодно отвоевывая у российских производителей 3,5-4 миллиарда долларов. Причем, на мой взгляд, в не совсем честной конкурентной борьбе. В то время как в России очень серьезные требования к производству вагонов, что, естественно, сказывается на их себестоимости, наши украинские конкуренты поставляли продукцию низкого качества, при этом сильно демпинговали, - говорит гендиректор корпорации УВЗ Олег Сиенко.

    Впрочем, уход конкурентов с рынка мог бы сыграть на руку отечественным производителям вагонов в непростых экономических условиях, если бы не одно существенное обстоятельство. Пока транспортные и логистические компании неохотно списывают старые вагоны, продлевая срок их эксплуатации. Поэтому сейчас вагоностроители пытаются пролоббировать на федеральном уровне ограничение продления срока службы подвижного состава.

    Однако, как отметил заместитель министра транспорта РФ Алексей Цыденов, в данном случае важно соблюсти баланс интересов производителей и покупателей. Затраты на обновление парка неизбежно будут заложены в стоимость перевозок, что в конечном счете приведет к удорожанию перевозок и доставляемой продукции. Тем более что с этого года продление срока эксплуатации вагонов и без того стало возможным только после их модернизации.

    Эксперты также указывают на ряд системных проблем транспортного машиностроения, без решения которых будет сложно осуществить импортозамещение.

    - Отечественное машиностроение, которое некогда было ключевой отраслью в стране, сегодня переживает не лучшие времена. Для сравнения, в 1985 году доля машиностроения и металлообработки в общем объеме промпроизводства достигала 30 процентов, сейчас - только 15, - говорит замгендиректора УВЗ по техническому развитию Борис Лазебник. - Во многом причиной этого стал рост сырьевых отраслей. Но вместе с тем большую роль сыграл сильный износ производственных мощностей, который сегодня достигает почти 90 процентов, дефицит квалифицированных кадров, отсутствие производства полного цикла - от создания до обслуживания. Кроме того, не сформирован системный спрос со стороны государства, в связи с чем предприятия не могут заниматься долгосрочным планированием.

    По мнению гендиректора Росмашинжиниринга Дмитрия Панова, основное преимущество российской техники - низкая стоимость по сравнению с зарубежными образцами. Однако из-за отсутствия производства в стране целого модельного ряда комплектующих предприятиям сложно наладить серийный выпуск транспортной продукции, в связи с чем российские потребители предпочитают иностранные аналоги.

    - Решение проблемы технического отставания, повышение конкурентоспособности российской продукции возможно за счет инновационного развития. Это может быть разработка новых технологий, создание современных предприятий или локализация иностранных производств для привлечения новаций на российский рынок. Необходимы также реальные промышленные площадки, кластеры или специализированные центры, где бы производители транспорта и оборудования могли совместно начать выпуск продукции, - предлагает он.

    Но в первую очередь, уверены специалисты, драйвером роста российского транспортного машиностроения могут стать масштабные федеральные инфраструктурные проекты. По сути, это и есть то самое долгосрочное задание, которое способно стимулировать предприятия вкладываться в модернизацию, создавать новейшие разработки, налаживать кооперацию.

    - Такой опыт в России уже есть. Например, программа развития скоростного железнодорожного сообщения стимулирует производство высокоскоростных электропоездов, а задача формирования безбарьерной среды способствует увеличению выпуска низкопольных трамваев, - отмечает Евгений Куйвашев.

    Впрочем, как напомнил замдиректора департамента транспортного и специального машиностроения Минпромторга РФ Борис Бабушкин, в России с 2007 года реализуется стратегия развития транспортного машиностроения, направленная на решение проблемы технологического отставания, развитие производственных мощностей, повышение конкурентоспособности продукции. С 2009-го предприятиям оказывается финансовая поддержка. Так, за последние три года они получили от государства на техперевооружение порядка 5 миллиардов рублей. Вместе с тем в транспортостроение было инвестировано около 100 миллиардов.

    - Минпромторг разработал стратегию развития отрасли до 2030 года, которая предусматривает большой комплекс мер господдержки серийного производства инновационной транспортной продукции, - заключил Борис Бабушкин.

    Поделиться