10.09.2014 19:04
    Поделиться

    Ученые УрФО оценили риски добычи углеводородов в Арктике

    К берегам Европы движутся два танкера с нефтью, добытой на самом северном в РФ эксплуатируемом нефтеносном месторождении - Новопортовском. Его промышленная разработка началась в прошлом году, и вот отправлена первая партия сырья на экспорт. Сделка в определенном смысле сенсационная: по уверениям топ-менеджмента добывающей компании, покупатель согласился оплатить товар не долларами, а рублями.

    Тем временем продолжается разведочное бурение в Карском море. Предполагается, что в его акватории - крупнейшие в Арктике залежи углеводородов. Первые результаты станут известны приблизительно через месяц. За ходом работ помимо инвесторов с напряжением следят политики, экономисты, экологи, главы стран циркумполярного мира. Те, кто выступает за форсированное освоение Арктики, и те, кто предостерегает от поспешных действий.

    Новопортовское нефтегазоконденсатное, открытое полвека назад, для заполярных широт - месторождение южное. Добыча идет на территории полуострова Ямал, в 30 километрах от Обской губы. До ближайшего магистрального трубопровода очень далеко, поэтому в холода приходится доставлять нефть автоцистернами по зимникам на станцию Паюта (железнодорожная ветка Обская - Бованенково). Морская отгрузка куда предпочтительней, однако на ближайшей береговой точке терминал не построишь в силу мелководья. По предложению проектировщиков от промыслов перекинута первая очередь 103-километрового трубопровода до поселка Мыс Каменный. Но и тут большому танкеру близко к берегу не подойти, поэтому сырье малыми партиями доставляют речные суда. Цельная инфраструктура появится в следующем году, когда на Каменном введут в эксплуатацию мощный терминал по круглогодичной перевалке нефти. Он позволит вывозить до 40 тысяч тонн в сутки. Для сравнения: в двух танкерах, которые до окончания навигации успеют совершить один рейс, поместилось около 90 тысяч тонн. Ничтожно малая величина по сравнению с объемом извлекаемых запасов - 250 миллионов тонн нефти и конденсата (по категории С1, С2). Причем здешняя легкая нефть получила фирменный рыночный бренд - Novy Port, поскольку отличается завидным качеством: серы, к примеру, в ней содержится меньше, чем в образцовой Brent.

    Полноценная добыча из недр Новопортовского начнется в 2016 году. И оно наравне с заводом по выпуску сжиженного природного газа в Сабетте, возводимого в 400 километрах к северу от Мыса Каменного, позволит существенно нарастить грузопотоки по Северному морскому пути (СМП).

    В обоих проектах, уверяют ямальцев разработчики, учитываются все экологические и технологические риски. Причем проектировщикам порой приходится решать разнонаправленные задачи. С одной стороны, нефть, запущенную в трубу, надо периодически подогревать, чтобы в мороз не загустела. С другой - следует избегать малейшего воздействия искусственного тепла на грунт, над которым тянется трубопровод.

    Впрочем, жесткий, а в последние годы и крайне капризный климат Заполярья иногда заставляет на ходу корректировать строительство инфраструктурных объектов. Для порта Сабетта таковым стало решение о подогреве воды в его акватории посредством ее прокачки через специальную котельную. Это будет беспрецедентный для мировой практики опыт.

    Надежды на интенсификацию движения по СМП во многом связаны с резким потеплением в Арктике. Продолжительность летне-осенней навигации увеличилась. Следовательно, уменьшились затраты на дорогое сопровождение ледоходами. Однако ряд авторитетных ученых предупреждает о надвигающемся цикле похолодания. О нем напомнил на всероссийской конференции по экономике северных морских коммуникаций академик РАН, океанолог Геннадий Матишов. Между прочим, текущий год пока для Ямала весьма холодный. И нет еще ответа на вопрос: что это - исключение из правил или уже тенденция?

    Заведующий лабораторией комплексного геолого-геофизического изучения и освоения ресурсов континентального шельфа Института нефти и газа РАН Василий Богоявленский, в последнее время активно консультирующий правительство ЯНАО, заостряет внимание на сюрпризах Арктики, которые могут оказаться не просто неожиданными, но и в высшей степени неприятными. Он участвует в изучении природы появления загадочных глубоких воронок с выбросом тысяч тонн ледового грунта на территории полуостровов Ямал, Гыдан и Таймыр. Это результат пневматического выброса газа, сопряженного с потеплением, считает ученый. Явление характерно также для бассейна Карского моря. На суше гигантская яма появилась в 30 километрах от эксплуатационной площадки Бованенковского месторождения. Своего рода предупреждение: если такой выхлоп произойдет под трубопроводом или буровой платформой, возможно ЧП с катастрофическими последствиями.

    Глава Института арктических нефтегазовых технологий Анатолий Золотухин говорит об аналогичном явлении - вероятности разрушительного выброса из толщи морских пород газогидратного "пузыря" при растеплении, спровоцированном бурением либо добычей. Тогда судно, плавающее инженерное сооружение, стихия опрокинет, как игрушечный кораблик. Следовательно, надо знать, где позволительно бурить, а где - ни в коем случае.

    Вместе с тем Анатолий Золотухин приветствует старт активных разведочных работ, начатых российской и американской компаниями-партнерами в акватории Карского моря. Он почти не сомневается в том, что шельфовые залежи потрясающе богаты. По прогнозам, ледовитый бассейн, включая полуостров Ямал, Обскую и Тазовскую губы, таит около полусотни миллиардов тонн нефтяного эквивалента (ТНЭ). В 50 раз больше, чем добывает за год вся РФ. Другая оценочная цифра: в российской Арктике запасов углеводородов вчетверо больше, чем у всех прочих стран циркумполярного мира.

    Таким, как, к примеру, Дания, просто не повезло? Несколько транснациональных компаний, в том числе работающая ныне на скважине Университетской в Карском море, напрасно потратили на поиск углеводородов на шельфах Гренландии около 9 миллиардов долларов. Инвесторы утратили к ней интерес. Если же у берегов Ямала найдут щедрые залежи, то капиталовложения в дальнейшую разведку нефтяники намерены увеличить многократно. Недавно Роснефть, действующая за Полярным кругом в связке с Эксон Мобил, заявила, что в освоение недр Арктики до 2030 года готова вложить 400 миллиардов долларов.

    Пока подтвержденных запасов в акватории РФ не так уж много - 12 миллиардов ТНЭ. Треть из них приходится на Штокмановское месторождение, разработку которого понудила заморозить, образно говоря, сама природа: сейчас затраты на извлечение и транспортировку углеводородной массы выходят за всякие разумные рамки. По подсчетам сотрудников Института экономики Сибирского отделения РАН, в нефтяной отрасли в среднем на прирост добычи одной тонны сырья требуется 316 тысяч рублей инвестиций, тогда как на арктическом шельфе - свыше 8,5 миллиона. Запасов нефти на материке, если не скупиться на геологоразведку, хватит минимум на четверть века. Стоит ли сегодня спешить, тратить колоссальные деньги на небезопасные "ледовые" проекты? Сказывается, видимо, убеждение: у кого больше углеводородов в подземных закромах, тот непременно на коне и гарантирован от экономических коллапсов.

    До последнего времени арктические регионы планеты осваивались медленными темпами, подчеркивает Геннадий Матишов. В разработке девять месторождений на Аляске, два в РФ, одно в Норвегии. Последняя сознательно сдерживает темпы, стремясь свести к минимуму экологические и технологические риски, в первую очередь через ужесточение законодательных норм. Пусть они повысят себестоимость добычи, но ликвидация аварийных разливов в Арктике обойдется еще дороже. Как ожидается, в 2016 году Норвегия разрешит работы сразу на 160 участках. Наша страна, не пробурившая в предыдущем и позапрошлом годах ни одной скважины, ходить в аутсайдерах не собирается. Буровая платформа в Карском море - тому свидетельство.

    Мнение

    Дмитрий Кобылкин, губернатор ЯНАО:

    - Если раньше у меня были сомнения, то сейчас я уверен: Россия готова к освоению шельфов Арктики. Скважина "Университетская-1" бурится с инновационной платформы "Вест Альфа", предназначенной для работ в условиях северных морей. Она, в частности, оснащена комплексом контроля ледовой обстановки и системой предотвращения столкновений с айсбергами. Этим летом на Ямале начал действовать Российский центр освоения Арктики. Отдел прикладных исследований размещен на острове Белом в Карском море. Регион придерживается следующих принципов продвижения в Арктику: обеспечение экологической безопасности территории, гармония и баланс интересов между компаниями ТЭК и коренными народами Севера при сохранении последними традиционных форм хозяйствования и культуры.

    Поделиться