Михаил Анатольевич, чем отличается завершающийся сезон от прошлогоднего? Отмечаются ли на Урале те же тенденции, что и в целом по стране - снижение турпотока, падение продаж и т.п.?
Михаил Мальцев: Ситуация по всем показателям хуже, чем в прошлом году. Впрочем, лучше, чем мы ожидали. Налицо снижение турпотока, сокращение географии полетов, а также числа авиакомпаний, участвующих в чартерных программах из Екатеринбурга. Точные данные будут известны в конце октября - начале ноября. Уменьшилась средняя стоимость путевки: в прошлом году она составляла 700-750 евро на человека на неделю, нынче же - не выше 600. На этот показатель повлияла распродажа туров в Грецию и Болгарию, причем это были не разовые горящие путевки, не рекламный ход. Впрочем, в рублевом измерении цена все равно оказалась выше, чем в прошлом году, - за счет скачка курса евро.
Массовое явление нынешнего сезона - сокращение срока отдыха плюс некоторое снижение класса отеля. Правда, клиенты, предпочитавшие самые дорогие отели, остались верны своему выбору. И это несмотря на то, что их стоимость в валюте выросла на 10 процентов.
Вы упомянули о многочисленных спецпредложениях по Греции. Почему участники рынка пошли на такой шаг?
Михаил Мальцев: Греция - это зона евро, пострадавшая от передряг в мировой экономике более существенно, чем зона доллара, к которой относятся популярные Египет и Турция. К тому же Греция была одним из полей ожесточенной конкурентной борьбы, участникам которой пришлось демпинговать. Помимо резкого повышения курса валют россиян отпугнула от западных стран ситуация на Украине и связанные с этим санкции. Люди думали, что все это приведет к сложностям с шенгенскими визами. Ходили даже слухи, что аннулируют уже оформленные. Но в итоге нет проблем с выдачей виз, даже наоборот - в ряд стран (Испания, Италия, Греция) их стало получить легче. Тем не менее опасения были, и многие туристы решили не связываться с европейским направлением. Более того, из-за санкций Запада наши граждане ощущали недоброжелательное отношение, поэтому не пожелали оставлять там свои деньги. Произошло сокращение спроса по целому ряду направлений, что привело к корректировке программ.
Объем продаж в денежном выражении резко сократился, упала доходность, что и привело к банкротствам - громким операторским и многочисленным, но не столь громким агентским. В целом падение продаж по сравнению с прошлым годом - до 30 процентов.
То есть массовое закрытие туркомпаний обусловлено в основном скачком валют и напряженностью во внешней политике?
Михаил Мальцев: Это лишь усугубило ситуацию. Туристическая отрасль в России проблемная, профильный закон давно устарел, хотя в него время от времени и вносятся поправки. Государство полностью утратило контроль над этим рынком. Несмотря на то что мы как профсообщество не раз предлагали его ужесточить, чиновникам было не до того. Сейчас же тысячи пострадавших клиентов туркомпаний обеспечили внимание к отрасли со стороны первых лиц государства.
Пока, по моим впечатлениям, четкого плана действий у чиновников нет. Но они должны представить его Госдуме до 1 октября. А 3 октября мы проведем в Екатеринбурге третий Уральский туристский конвент. Мы ждем главу Ростуризма, руководителей крупных отраслевых объединений. Нам предстоит принять участие в финальной проработке тех решений, которые будут предложены комиссией правительства РФ.
Что предлагают уральские эксперты для наведения порядка в отрасли?
Михаил Мальцев: Мы представили целый пакет инициатив, в том числе введение финансовых гарантий для турагентств. Сейчас заняться этим бизнесом может кто угодно. По нашим прикидкам, таких фирм только в Екатеринбурге 1-3 тысячи. Точное их количество неизвестно, потому что их никто не контролирует. Тех, кто работает хорошо, сотни. Самых лучших, занимающих более 80 процентов рынка, - около 20. По моему мнению, для квалифицированного обслуживания туристов хватило бы 25-30 процентов от числа существующих турагентств. Лишние фирмы размывают рынок, демпингуют и так далее.
Впервые за долгие годы появилась возможность поехать в Крым, не пересекая границу. Насколько это направление было востребовано уральцами?
Михаил Мальцев: Уральских туристов там побывало намного меньше, чем хотелось бы. Спрос был очень большой, но отправить людей по нормальным ценам оказалось невозможно: льготных авиабилетов выделили ничтожно мало, их моментально раскупили. В итоге летом цены на перелет доходили до 45 тысяч рублей. Сравните: Греция продавалась по 5 тысяч рублей, включая авиабилеты, визу и проживание. В качестве альтернативы в Крым предлагалась железная дорога. Но это несколько суток в вагоне, а потом еще три часа на автобусе, затем на пароме, потом еще на чем-то… В итоге многие предпочли не мучиться.
Каковы прогнозы на будущее? Насколько успешным окажется новогодний сезон?
Михаил Мальцев: Пока не будут приняты меры на государственном уровне, ситуация кардинально не изменится. Что же касается новогодних туров, то пока все идет лучше, чем мы прогнозировали - их уже бронируют. Глубина продаж вселяет оптимизм.