По его словам, 1316 вывесок владельцы различных кафе, ресторанов и магазинов демонтировали самостоятельно. 233 они привели в соответствие с действующими в столице нормами, а 860 конструкций пришлось снимать принудительно. Еще около 300 продолжают находиться на контроле ОАТИ и департамента СМИ и рекламы.
Напомню, наводить порядок в сфере размещения всевозможной рекламы на улицах, общественных пространствах, домах городские власти начали в 2011 году. С исторических зданий в центре наконец-то исчезли громадные рекламные полотна, над вылетными магистралями вместо брезентовых растяжек появились красивые гирлянды. "Настало время привести в порядок фасады зданий, чтобы каждая вывеска соответствовала архитектурно-художественному облику не только всего города, но и конкретного места, где она расположена", - пояснил "РГ" глава департамента СМИ и рекламы Москвы Владимир Черников. И действительно, порой от буйства красок и неуемного креатива владельцев торговых, общепитовских и прочих заведений в глазах рябит. Например, на здании по Ленинградскому проспекту по соседству размещаются розовая вывеска салона красоты, серая - магазина, торгующего ножами, и зеленый логотип известного банка. А чуть дальше всеми цветами радуги переливается неоновая вывеска кафе, не дающая покоя жителям первых этажей жилого дома. В доме на Бутырском Валу вообще "эксклюзив": сверху вывеска "Салон красоты", а чуть ниже - "Мясной стандарт". На самом деле владельцы цирюльни, видимо, забыли заказать название своего заведения, а владельцы "Мясного стандарта" указать, что это продуктовый магазин. Со стороны же одна вывеска смотрится продолжением второй. К тому же в центре вывесок так много, что исторических фасадов домов уже не видно. Идешь к Кремлю по Тверской и видишь не знаменитый телеграф, а бренд известной аптечной сети.
Чтобы покончить с этим беспределом, городские власти в декабре прошлого года утвердили новые правила размещения вывесок. Устанавливать их выше второго этажа и на козырьках, например, теперь вообще запрещено, как и перекрывать вывесками окна, витражи и витрины как частично, так и полностью. Для центральных улиц Москомархитектура совместно со студией дизайна Артемия Лебедева разработала специальные дизайн-коды. По словам арт-директора студии Эркена Кагарова, вывески теперь должны быть небольшого размера и располагаться строго на одной линии. Если здание принадлежит разным собственникам - то только между первым и вторым этажами. Наверху можно повесить вывеску лишь в случае, когда владелец один.
Особые правила выработаны для старинных домов. Если здание старше 1953 года, вывески на нем обязаны быть из отдельных букв. "Через них видна исходная фактура здания, его рельеф, - говорит Эркен Кагаров. - К тому же отдельные буквы исторически достоверны. В старых домах нельзя использовать световые короба. Это очень активный элемент - объемный прямоугольник, ярко светящийся. Он катастрофически влияет на архитектуру". Что же касается смыслового содержания названий различных кафе, ресторанов, магазинов, то это пока никем не регламентируется. А жаль! Ведь чего только не увидишь в столице! Кафе "Пельмэн", ресторан "Дед Пихто", парикмахерскую "Баба Яга" или "Руки-ножницы"...
Правда, Владимир Черников уверен, что в скором времени дело дойдет и до названий. Ведь еще в начале лета в центре Москвы было 21,6 тыс. рекламных конструкций, из которых лишь 3,9 тыс. соответствовали правилам размещения. "Мы разъяснили владельцам зданий с вывесками, что пришла пора навести порядок. Дали им время - до конца года, на демонтаж и замену тех, что уродуют облик города, - говорит глава департамента. - Так что до Нового года наведем порядок в центре и вдоль основных вылетных магистралей. Затем возьмемся за вывески, расположенные на территории между Садовым и Третьим транспортным кольцом". А заммэра Москвы по градостроительной политике и строительству Марат Хуснуллин добавил, что если потребуется, то власти готовы и на ужесточение мер: если слова не помогут, то в ход пойдут административные санкции для снятия ненадлежащих вывесок.