Заложники обстоятельств
Правительство страны сообщило, что с приходом холодов вероятно введение ограничений на потребление электро- и тепло-энергии. Перебои с подачей горячей воды в батареи могут коснуться прежде всего элитных многоэтажек. Многие из них не подключены к централизованной отопительной системе, а обогреваются за счет собственных мощных генераторов, которые, в свою очередь, работают от электричества.
Проблем с теплом боятся, впрочем, и жители домов, которые отапливаются газом. Они опасаются повторения ситуации 2012 года, когда из-за снижения поставок голубого топлива из Казахстана в зимнюю стужу им приходилось сидеть в холодных домах.
Эльмира Каушарова с матерью и тремя детьми решила отопительный сезон провести в пригороде и уже переехала в арендуемый дом. Причем так она поступает уже второй год подряд.
- Мне так посоветовала поступить моя свекровь. В Бишкеке мы живем в доме, который обогревается газовым котлом. Это накладно. В ноябре прошлого года подняли цены на газ, и отопление стало очень дорогим. У нас нет возможности перейти на альтернативное топливо, как и приобрести генератор. Вот мы и решили перебраться в пригород, где за умеренную плату сняли дом. Уже купили уголь и дрова. Может, в селе и будем сидеть без света, но все же в тепле, - говорит Эльмира Каушарова.
В пригороды столицы перебираются и жители южных регионов, где уже почти полгода нет газа, а уголь дорожает, несмотря на то, что антимонопольная служба обещала не допустить подорожания твердого топлива.
- У нас в основном продают уголь, который добывают в местных шахтах, что сказывается на его себестоимости, - рассказал Расул Кабардов. - Перекупщики же накручивают свой процент. В итоге уголь получается золотой. Так что дешевле перезимовать в пригороде Бишкека, чем на юге. Здесь я снял небольшой домик за 2 тысячи сомов в месяц, на заготовку угля и дров потратил 17 тысяч. На моей малой родине покупка топлива обошлась бы мне как минимум тысяч в 25. Прошлой зимой, например, цена за тонну доходила до 13 тысяч сомов. В этом году даже не спрашивал сколько, но думаю, что не меньше. В Бишкеке же тонна угля стоила чуть больше трех тысяч.
Спасение утопающих
Заявления правительства страны о небывало холодной и темной зиме породили в стране ажиотажный спрос на автономные электро- и теплоагрегаты. Местные кустари наперебой предлагают свои услуги по переделке котлов с газа на уголь. Правда, не всегда это безопасно.
Кстати, в городе из-за повышения цен на горячую воду с 1 июля 2014 года некоторые бишкекчане начали отказываться от ее централизованной подачи и покупают индивидуальные нагреватели. Хотя в условиях дефицита электричества это вряд ли можно назвать выходом из положения.
За последнюю неделю цены на печки-буржуйки, баллоны со сжиженным газом,
электрические фонарики длительного действия, свечи, дрова, керосинки и генераторы увеличились раза в полтора-два. Сейчас это самый ходовой товар. Люди уверены, что ближе к зиме их стоимость взлетит до небес, поэтому и пытаются запастись автономными энергоисточниками заблаговременно. Но не всем они по карману.
Темная глубинка
Энергетики, как выяснилось, разделили потребителей на несколько категорий. Предстоящей зимой светом и теплом в первую очередь будут обеспечивать жизненно важные объекты: больницы, школы, детские сады и промышленные предприятия с непрерывным циклом работы, которые по большей части сосредоточены в крупных городах. Сельские же территории и частный сектор городов будут обеспечиваться
электроэнергией по остаточному принципу.
Для деревенских жителей запасаться дровами и углем - дело привычное, с той лишь разницей, что сидеть без света в текущем году придется чаще. Кое-где уже начали устанавливать биогазовые агрегаты, солнечные батареи и генераторы. Удовольствие, конечно, не из дешевых, но зато дает полную энергетическую независимость.
Если в прошлые годы твердое топливо сельчане покупали ближе к осени, то в этом году его запасы стали делать с середины лета.
- К сожалению, из-за неурожая купить в этом году больше угля, как хотелось, нет возможности, - поделился с корреспондентом "РГ" житель села Беш-Мойнок Аскар
Баетов. - Мне нужно позаботиться о скотине. Корма подорожали в связи с засухой, поэтому придется запастить не углем, а сеном и зерном. Решили с женой в этом году утеп-лить дом и сараи для животных. Северную стену, чердак дома и хлев обложим сеном. Так в старину всегда делали. На лесопилке возьму опилок и насыплю их в подпол.
Больше всего сельчане опасаются перебоев с водой. В некоторых деревнях колонки работают от электричества. Чтобы не испытывать недостатка воды, жители деревень покупают большие емкости для ее хранения, благо в хозяйстве все пригодится.
Намного сложнее ситуация в самых отдаленных селах республики. Им в эту зиму придется хуже всего. Уголь и дрова в этих местах могут купить не все, поэтому бедняки еще с весны начала запасаться дровами и кизяками. За мешок такого топлива просят уже до 60 сомов, в прошлом году цена не поднималась выше 20.
Местные администрации ломают голову над тем, как помочь пережить грядущую зиму малообеспеченным людям, включая пенсионеров. Недавно в селе Ново-Покровка Чуйской области принято решение возродить тимуровские отряды. Ребята из старших классов будут помогать одиноким старикам колоть дрова, убирать снег, запасаться водой или ходить в аптеки. Сами старшеклассники восприняли эту идею с большим энтузиазмом.