Глава "Газпрома" Алексей Миллер дал понять, что у его холдинга нет интереса к ГТС Украины. "Поезд ушел, и, похоже, уже вчера, - цитируют его слова информагентства. - Хозяина у ГТС нет. Она принадлежит украинскому правительству. И прежде чем с кем-либо что-то обсуждать по модернизации, по сотрудничеству, ГТС должна появиться на балансе того или иного хозяйствующего субъекта. Сначала имущественно-правовые вопросы должны быть решены".
Пока же схема такая. Контрольный пакет в 51 процент останется за Украиной. Старый и Новый Свет обязаны создать компании, которые будут управлять оставшимися 49 процентами. Причем о долях, которыми они могут владеть, ничего в законе, опубликованном в украинской правительственной газете, нет. То есть получается, что оставшиеся 49 процентов могут быть разделены как угодно.
Для России, считает президент Российского газового союза Сергей Чижов, ГТС действительно не представляет большого интереса. Для ее модернизации необходимы серьезные средства, которые лучше потратить на другую "трубу". Передача украинской трубы в иностранные руки, считает Сергей Чижов, может активизировать работу по "Южному потоку". "Иностранцы могут увеличивать тарифы за транзит по ГТС, чтобы покрыть расходы на модернизацию. И "Южный поток" будет еще более необходим", - пояснил эксперт.
Он вообще считает, что Евросоюз "если и пойдет на приватизацию, то в небольших масштабах участия в консорциуме".
На кого сделает ставку ЕС - вопрос. Если верить сообщениям западных СМИ, которые передают слова еврокомиссара по торговле Карела де Гюхта, то от США Европе нужно как можно более быстрое начало поставок газа.
Не говоря о возможных масштабах таких поставок, еврочиновник подчеркнул: "Важно, чтобы мы выступили с позиции энергетического соглашения как можно скорее". Более того, он считает, что будущее Трансатлантическое торгово-инвестиционное партнерство (TTIP), в рамках которого предусмотрено формирование зоны свободной торговли между США и ЕС, невозможно без оформления энергетического соглашения.