Какие бы поселения и государственные образования ни возникали в прошлом на территории полуострова - таврские, скифские, греческие колонии (Боспорское царство и Херсонес Таврический), Тмутараканское княжество, генуэзские и венецианские колонии, Крымское ханство, Таврическая губерния и, наконец, Крымская АССР - население Крыма всегда оставалось полиэтничным. Историки и этнографы считают, что этот феномен связан с тем, что вдоль Северного Причерноморья проходил один из путей так называемого Великого переселения народов.
Крым оставался многонациональным и после масштабных политических перемен, последовавших после включения Крымского ханства в состав российского государства. И идейная, и практическая сила этого образования заключалась в уникальном опыте мирного сосуществования разных народов и религий, сбережении и развитии всех наций без исключения. Вокруг русского народа, выступавшего стержнем православно-славянской цивилизации, формировались и другие самобытные народы, вошедшие в орбиту Русского мира. Они были частью Российской империи и в то же время могли рассматривать себя как равноправный этнический компонент в рамках общей системы русской государственности. Не случайно в манифесте "О принятии полуострова Крымского, острова Тамана и всей Кубанской стороны под Российскую державу", подписанном Екатериной Второй, всем жителям Крыма гарантировалось, что русское государство берет на себя обязательство "свято и непоколебимо" содержать их "наравне с природными нашими подданными, охранять и защищать их лица, имущество, храмы и природную веру, коей свободное отправление со всеми законными обрядами пребудет неприкосновенно, и дозволить напоследок каждому из них состоянию все те правости и преимущества, каковыми таковое в России пользуется".
Эту особенность России осознавали и выдающиеся национальные лидеры. Например, известный просветитель крымских татар Исмаил Гаспринский считал, что социальное и культурное развитие тюркского мира возможно именно внутри российской государственности, в союзе и согласии с русским народом.
Отмечу еще один факт, важный для понимания национальной ситуации в Крыму. И геополитически, и социально-экономически, и в культурном отношении более двух веков полуостров всегда был и остается составной частью Русского мира. Большинство населения в Крыму, несмотря на свою полиэтничность, всегда было русскоязычным, стиль жизни, сама речь, культура и традиции оставались русскими.
Конечно же, нельзя пройти и мимо трагических страниц нашей общей истории. В 1944 году репрессиям были подвергнуты многие народы Советского Союза, в том числе и Крыма. Всего за годы войны из Крыма было депортировано более 300 тысяч жителей - татар, греков, армян, болгар... Поэтому одним из первых шагов на новом историческом витке развития Крыма, после его вхождения в состав Российской Федерации, стал указ президента России о реабилитации репрессированных крымских народов и принятии комплекса мер по восстановлению исторической справедливости, их социальному и духовному возрождению. В Федеральной целевой программе развития Крыма и Севастополя до 2020 года на эти цели была выделена весьма значительная сумма - 10,8 миллиарда руб. В этом году на обустройство репатриантов уже направлено 450 миллионов рублей. Часть из этих средств пойдет на газификацию поселков компактного проживания национальных меньшинств, не имеющих газового снабжения. Кроме того, за счет бюджета будет проведена реставрация мусульманских святынь, в частности, мечетей XV и XIX века и единственного в Крыму мусульманского монастыря XV-XVI века.
Однако национальная политика в Крыму не может исчерпываться только мерами по устранению последствий исторической несправедливости. Нам необходим реальный баланс интересов всех народов, живущих на полуострове. Мы все равны перед законом и мы все ответственны друг перед другом: если будет плохо крымскому татарину, будет плохо и его соседу русскому, украинцу, белорусу, греку, болгарину... Поэтому власти полуострова должны заботиться обо всех крымчанах, вне зависимости от их национальности. К слову, украинская власть лишь периодически вспоминала о Крыме этническом, в основном в свете взаимоотношений с крымскими татарами, используя верхушку татарских общественных организаций в качестве противовеса славянскому населению полуострова, всегда тяготевшему к России. Крымская же власть и федеральный центр с самого начала "Крымской весны" включились с крымскими татарами в активный диалог. В начале марта руководство Автономной Республики Крым, готовившее референдум за вхождение в состав России, предложило татарскому населению более широкие полномочия и представительство в местных органах власти. Уже эти шаги навстречу крымским татарам дали значимый результат: на референдуме за присоединение к Российской Федерации проголосовало около трети татарского населения.
А 18 марта президент Владимир Путин в обращении к Федеральному Собранию заявил о необходимости завершения процесса реабилитации крымских татар. Через месяц, в апреле 2014 года, им был подписан Указ "О мерах по реабилитации армянского, болгарского, греческого, крымско-татарского и немецкого народов и государственной поддержке их возрождения и развития". А в преддверии 70-й годовщины депортации крымских татар Владимир Путин в Сочи встретился с представителями крымско-татарской общины. На этой встрече глава государства отметил, что его Указ о реабилитации депортированных народов Крыма должен стать основой для системных мероприятий, связанных с культурной и политической реабилитацией татар Крыма, налаживанием нормальной жизни и созданием условий для поступательного развития "крымско-татарского народа на своей Родине". При этом президент России подчеркнул, что власть будет слушать все мнения в среде крымских татар и иметь дело со всеми представителями национальной общины, кто искренне стремится к улучшению жизни своего народа.
Изменение статуса Крыма уже оказало существенное влияние на жизнь крымских татар. В этом году крымские мусульмане впервые официально отпраздновали 28 июля праздник Ураза-байрам, который был объявлен нерабочим днем, могли свободно осуществить паломничество к священным местам Мекки по специальной программе. Таким образом, власти Республики Крым нацелены на то, чтобы культурная и социальная жизнь татар была насыщенной и полноценной. В свою очередь крымско-татарская община все активнее вовлекается в экономическую, социальную и общественно-политическую жизнь, ее представители эффективно работают в административных органах Республики.
Есть еще один немаловажный момент, который меня волнует, и который, с моей точки зрения, носит принципиальный характер: надо прекратить дискуссии о "праве первородства". Этот искусственный тезис, навязываемый сегодня политиками-популистами, прямо направлен на подрыв статус-кво на полуострове. Монополии на право называться сегодня "единственным коренным" для Крыма народом сегодня нет ни у кого. Нужно жить в многонациональном Крыму одной семьей, поддерживать друг друга. Убежден, что процветание возможно только в единстве всех народов полуострова. Этот принцип отражен и в нашей символике, на гербе Республике Крым, на котором начертан девиз "Процветание в единстве".
В этой связи необходимо закрепить в законодательстве Республики Крым право свободно сохранять, развивать и распространять свое культурное наследие. Определенные предпосылки для этого содержатся уже в принятой Конституции Крыма. В этой же плоскости лежит и разработка закона "О концепции государственной национальной политики в Республике Крым". Сегодня этим вопросом вплотную занимается Республиканский комитет по делам национальностей. Следующие важные законы, которые мы готовим, и которые напрямую касаются межнациональных отношений, - это законы "О функционировании языков в Республике Крым" и "Об образовании". Подчеркну, что дискуссия по этим темам ведется не келейно - в обсуждении нормативных актов принимают участие представители основных национальных общин Республики.
Полагаю, что в этом плане для Крыма может быть полезен и поучителен опыт других субъектов Российской Федерации - Татарстана, республик Северного Кавказа, где сложилась своя система выборов в органы исполнительной и законодательной власти, позволяющая выдвигать на высшие должностные посты представителей разных этносов. В то же время в Крыму, считаю, не должно быть каких-либо квазипарламентов: татарских, русских, украинских, поскольку это создало бы почву для местничества и раскола общества. Мы не можем пойти по пути консервации множества изолированных друг от друга национальных субкультур без объединяющего культурно-цивилизационного начала. Хотя, безусловно, каждая национальная община вправе иметь свои руководящие органы, характер которых отвечал бы российскому законодательству. Важным и необходимым в этой связи является поддержка и реализация специальных программ, направленных на развитие межкультурного диалога, развитие толерантности и терпимости, ведь источники большинства конфликтов лежат в невежестве, стереотипах, социально-экономической сфере. Поэтому на любые попытки внесения раскола на межнациональной почве и проявления радикализма власти республики должны предельно жестко реагировать.
И здесь, говоря о национальных отношениях, невозможно не затронуть тему цивилизационного выбора, сделанного жителями полуострова во время "Крымской весны". Без этого невозможно понять глубинные причины, обусловившие результат голосования на мартовском референдуме. События на Украине, вспомним, тогда развивались стремительно. Евромайдан, начинавшийся под лозунгами социального протеста, превратился в площадку для организации националистического переворота. Одним из первых шагов депутатов киевской Рады стала отмена регионального статуса русского языка... Новые киевские политики однозначно сигнализировали нам о том, что они намерены разорвать культурно-исторические связи между народами, составляющими нашу цивилизацию, насильственно переписать нашу историю, изменить нашу мировоззренческую матрицу и ценностную шкалу.
Для большинства населения полуострова захват властных структур Украины фашистски и экстремистски настроенными личностями, восхваляющими нацистского коллаборациониста Степана Бандеру, стал болезненным напоминанием об осаде, которую Севастополь держал восемь месяцев, сражаясь против гитлеровцев во время Великой Отечественной войны. А то, что происходит на юго-востоке Украины, где льется людская кровь, где из артиллерийских установок украинская армия разрушает собственные города и поселки, где безжалостно уничтожается социальная инфраструктура, могло в еще более трагической форме произойти в Крыму. И это означало бы полномасштабную гуманитарную катастрофу для всех без исключения народов полуострова.
Воссоединение с Россией дало крымчанам надежную гарантию, что их языку, традициям, укладу жизни и личной безопасности ничто не угрожает. И это чувство защищенности, с моей точки зрения, - одно из самых главных и существенных притягательных свойств российской государственности. Беспрецедентная жизнеспособность, умение отражать внешние агрессии позволила народам, живущим на территории исторической России, сохранить национальные языки, культуру и свою идентичность.
Наконец, еще один фактор, создающий привлекательность и историческую устойчивость на перспективу всем народам в интеграционной орбите России, - колоссальные природные ресурсы, формирующие потенциал долгосрочного развития, что особенно важно на фоне переживаемого Западом системного экономического кризиса. А возвращение Крыма домой, в Россию, гарантирует крымчанам экономический рост и процветание.
На протяжении последних лет крымчане вопреки своей воле вынужденно оказались за пределами России. Поэтому нам как никому близки и понятны проблемы русского зарубежья - многомиллионной общины русскоязычных, русскокультурных людей самых разных национальностей. Во вновь образованных государствах эта нередко ущемленная в правах и насильственно отчужденная от России часть нашей нации оказывает серьезное влияние на экономический, социальный и морально-психологический климат, прежде всего в приграничных регионах Российской Федерации. Многие из русскоязычных общин оказались сегодня в крайне непростой ситуации, особенно организации соотечественников, действующие на Украине, охваченной гражданской войной.
В этих условиях нам необходимо создание действенной площадки для профессионального диалога о проблемах и перспективах Русского мира. Поэтому власти Республики выступили с инициативой о ежегодном проведении в Крыму международного форума Русского мира, который будет проходить в историческом Ливадийском дворце. На нем будут обсуждаться наиболее острые вопросы, волнующие наших соотечественников прежде всего из русскоязычных общин постсоветских государств. Мы предложили назвать эту площадку Ливадийским форумом и объединить на нем политиков, историков и общественных деятелей изо всех уголков Русского мира. Подобный форум, как мы полагаем, будет содействовать и единению народов России вокруг идеи сохранения традиционных нравственных и духовных ценностей, защите Русского мира от беспамятства, распада и розни. При этом исходим из того, что самой России также необходимы новые, свежие идеи, позволяющие консолидировать общество, людей всех национальностей и конфессий.
Крым может сыграть в этом плане уникальную объединяющую роль, став, по образному выражению Владимира Путина, своего рода духовным источником для всей многонациональной России.