Суходольский "Спецтяжмаш" - одно из новейших металлообрабатывающих производств не только в нашей стране, но и в СНГ и Европе. Подобные заводы в стране строились несколько десятилетий назад, да и в мире существует лишь несколько аналогичных новых производств. Это уникальный инвестиционный проект по изготовлению крупногабаритных изделий сложной конфигурации, реализованный менее чем за три года. Завод был построен рядом с железнодорожной станцией Суходол в чистом поле - с "нуля". Инвестиции - более 7 миллиардов рублей, проектная мощность - 40 тысяч тонн в год. Продукция предприятия - детали для аппаратов для нефтегазопереработки, трубопроводов больших диаметров.
- Проект Суходольского завода "Спецтяжмаш" был задуман как производственная площадка для реализации новой технологии изготовления корпусных деталей шаровых кранов для предприятий нефтегазового комплекса, - поясняет директор инвестиционного проекта "Суходольский завод" Андрей Бойко. - Технология давала возможность повысить надежность конструкции шаровых кранов за счет уменьшения количества сварных швов полукорпуса, существенно сократить время на производство шарового крана, а значит, более оперативно выполнять заказы потребителей. Проект специализированного производственного комплекса разработан именно ввиду уникальности оборудования. Основным технологическим звеном производства стал гидравлический пресс, не имеющий аналогов в Европе.
Проект Суходольского завода "Спецтяжмаш" был задуман в 2011 году как производственная площадка для реализации новой технологии изготовления корпусов шаровых кранов для нефтегазового комплекса, выпускаемых НПО "Тяжпромарматура", расположенного всего в нескольких километрах - в городе Алексин. По словам регионального министра промышленности Дмитрия Ломовцева, строительство этого завода - наглядный пример отраслевого кластера.
Три года назад, когда область возглавил Владимир Груздев, была поставлена задача отраслевого подхода к управлению промышленностью. Если ранее промышленность воспринималась как нечто усредненное и брался средний показатель ее развития, то теперь начали работать индивидуально - по каждой отрасли, каждому предприятию. Тогда же региональная власть, организовав фокус-группы, внимательно выслушала мнение экспертного сообщества. В эти группы вошли директора предприятий, руководители образовательных учреждений, научные работники, работающие в сфере НИОКР.
- По каждой из пяти отраслей выслушали людей: что беспокоит, какие проблемы в этих отраслях есть, чем необходимо помогать? Чтобы адресно - для машиностроения, металлургии, химии, легкой и целлюлозно-бумажной промышленности - узнать, где необходимо содействовать в развитии, - пояснил Дмитрий Ломовцев. - По сути, для каждой из отраслей были определены точки роста - предприятия, которые при поддержке со стороны правительства готовы более интенсивно реализовывать свои инвестиционные программы. Они готовы дальше вкладывать в развитие собственных производств на территории области, но им нужна поддержка и долгосрочные гарантии в плане налоговых льгот, субсидий по процентам по инвестиционным кредитам.
Сегодня в стратегии развития Тульской области есть два вида кластеров: территориальные, где предприятия объединяет географическое положение (пример тому Узловский кластер), и отраслевые, в которых выстраиваются технологические цепочки. Последние тульские чиновники считают даже более перспективными.
- Мы разработали порядка 30 перспективных кластеров, - пояснил заместитель председателя регионального правительства Денис Тихонов. - Нарисовали дерево - кластер: предприятия уже существующие, которые делают определенный передел продукции, и те, которые пока не существуют в этой цепочке.
Суходольский завод - только один из таких примеров. Так, в металлургической промышленности долгое время регион производил преимущественно передельный чугун, цена на рынке которого довольно долго находится на низком уровне. Ведущее предприятие отрасли "Тулачермет" сегодня производит чугун и продает его в основном на внешний рынок, колебания цены на котором достаточно чувствительны. Сейчас ценовая конъюнктура на рынке благоприятствует реализации нового инвестиционного проекта и сокращению капитальных затрат. Благодаря форсайт-совещаниям в региональном правительстве акционеры приняли решение о строительстве сталепрокатного производства. Это крупный проект: 1,5 миллиона тонн проката в год. Теперь усилия тульских властей направлены на то, чтобы весь чугун не только перерабатывали в сталь, но и реализовывали на территории региона: тогда вся добавленная стоимость остается у нас, поясняют перспективы чиновники. А потому на "Тулачермете" планируют производить спецстали, которые могла бы использовать оборонная промышленность. "Таким образом мы смыкаем технологические цепочки - металлургии с нашим машиностроением, которое покупает сейчас заготовку из других регионов России и других стран", - поясняют в правительстве.