По данным статистики, местные производители шьют 70 процентов своей продукции в Китае. Еще 20 c гаком процентов приходится на такие страны, как Бангладеш, Индия, Пакистан, Марокко, а также восточноевропейские - Румынию, Польшу, Молдавию. И лишь остальное, то есть около 10 процентов, производится во Франции.
Причина проста - стоимость рабочей силы. Французскому текстильщику предприниматель должен платить не менее минимальной заработной платы, определенной законом. Сейчас - 1445 евро "грязными" в месяц. Примерно такую же сумму надо внести во всевозможные социальные фонды - пенсионные, на случай потери работы, медицинского обеспечения и т.д. На круг выходит около 3000 евро. В то время как где-нибудь в китайской провинции Чжэцзян зарплата работника пошивочного комбината на порядок ниже, уже не говоря о Бангладеш, где она составляет 40-50 долларов в месяц.
Какому стилю отдают предпочтение? Подавляющее большинство носит одежду "кэжуал" - удобную, демократичную, уж точно не бросающуюся в глаза. Если увидел на Елисейских Полях девушку в туфлях на высоком каблуке, то это наверняка наша соотечественница или приезжая из соседних с Россией стран. Француженки предпочитают низкий каблук или вообще его полное отсутствие. Когда отовариваются? Как утверждают французские статистики, в среднем Жанетт или Мари тратит в год около 400 евро на пополнение своего гардероба. С этой, в общем-то, незаоблачной суммой они, как правило, расстаются во время сезонных распродаж - летних и зимних, которые длятся по полтора месяца. При этом они большое внимание уделяют аксессуарам - разнообразным шарфам, платкам, бижутерии.
В принципе любая француженка хотела бы одеваться в продукцию местной текстильной и швейной промышленности. Но дело-то в том, что от нее из-за переноса производства за рубеж мало что осталось. Если в 80-е годы прошлого века в этом секторе работали 600 тысяч человек, сейчас - менее 100 тысяч, и они заняты по большей части на мелких и средних предприятиях. В частности, выполняют заказы престижных национальных марок, таких как "Шанель", "Кристиан Диор", "Гермес" и иже с ними, тех, для которых бирка "сделано во Франции" есть важный элемент имиджа.
Однако, уже не говоря о "высокой моде", доступной лишь людям с солидными средствами, цены на одежду "прет-а-порте" ("готовой к носке") этих брендов зашкаливают далеко за пределы финансовых возможностей большинства французов. Как может себе позволить Жанетт или Мари приобрести юбку с "крутым лейблом" за 400 евро, когда у нее на все про все в год выделена идентичная сумма? Обращают ли внимание, где пошита блузка или приглянувшееся платье? Если спросить, конечно, ответят положительно. На деле же француженок больше беспокоят качество и стоимость. Если понравившийся предмет одежды отвечает этим критериям, то бирка, уточняющая страну его происхождения, не имеет никакого значения.