В речной порт своим ходом прибыл первый теплоход для пассажирских речных перевозок - "Астраханец - 001". Это современное комфортабельное судно, построенное по всем требованиям Российского речного регистра, рассчитано для перевозки 141 пассажира, оснащено всем необходимым спасательным оборудованием, системой кондиционирования и отопления, видеонаблюдением. Теплоход полностью готов к началу работы и в ближайшее время повезет первых пассажиров.
"Астраханец", как и аналогичные два, которые сейчас строятся на Московском судостроительном заводе, призваны возродить речные пассажирские перевозки в Астраханской области и предложить астраханцам альтернативу автомобильному транспорту.
Известный в городе блогер и фотограф Максим Коротченко рассказал, что пик расцвета речных трамвайчиков пришелся на конец 80-х годов прошлого века. В порту работали в то время около пятнадцати судов. На этих теплоходах не только перевозили пассажиров, но и организовывали прогулочные рейсы для астраханцев и гостей города. Однако уже в начале XXI века таких судов осталось всего пять штук. Причин несколько.
Во-первых, они были уже сильно изношены и постоянно нуждались в ремонте. Во-вторых, постоянно сокращалось количество пассажиров, а львиную долю оставшихся составляли льготники. Так и получилось, что средств на развитие флота в бюджете не хватало. Ситуацию пытались исправить своеобразным способом. Теплоходы переоборудовали под плавучие рестораны.
Тем временем центральные улицы города, Ленина, Николая Островского и Адмиралтейская, оказались загружены потоком автомобильного транспорта. В пробках иногда можно простоять по 30 - 40 минут, поэтому многие астраханцы пересели на велосипеды.
Сейчас по ерикам (рукавам дельты) и по Волге ходит только один теплоход "Москва", причем только раз в день и по двум маршрутам: на пост 16 и ерик Перекатный. Вмещает речной трамвайчик 116 пассажиров, что явно недостаточно для областного центра.
Изменить ситуацию призвана программа "Комплексное развитие Астраханского воднотранспортного узла на 2014-2020 годы", одной из задач которой является именно развитие речных перевозок.
- Строительство трех теплоходов для Астраханской области призвано разгрузить автомобильные магистрали и предложить астраханцам новый экологичный вид транспорта. Мероприятия по развитию речных перевозок в дальнейшем будут только развиваться, - говорит министр промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области Сергей Кржановский.
Новые трамвайчики будут несколько вместительнее устаревшей "Москвы". Другими особенностями новых речных трамвайчиков является усиленная носовая часть для причаливания к необорудованному берегу и трап с гидравлическим управлением для высадки пассажиров через бак корабля.
Кроме того, ведется работа по расширению географии речных перевозок в Астраханской области. Так, проведено обследование по маршруту поселок Ильинка - 17-я пристань и пионерлагеря - 17-я пристань.