15.09.2014 15:36
    Поделиться

    В Торонто завершился 39-й международный кинофестиваль TIFF

    В Торонто завершился 39-й международный кинофестиваль TIFF. На него - один из самых престижных киносмотров мира - стремятся попасть многие картины. И это при том, что приз за лучший художественный фильм - всего один. Нет жюри, голосует зритель. Собственными билетами: если кино нравится - опускает билет в бокс, что в руках у волонтеров. В этом году выбрать почти из 400 картин было очень трудно, но зрители отдали свои голоса за фильм "Игра в имитацию" режиссера Мортена Тильдума. Из документальных фильмов выбрали "Beats of the Antonov", лучшим фильмом ужасов признали "Чем мы занимаемся в тени" (What We Do in the Shadows), а премия Международной федерации кинокритиков ФИПРЕССИ была присуждена французской драме "May Allah Bless France!" в одной категории и "Перерыв на бездумье" (Time Out of Mind) с Ричардом Гиром в главной роли - в другой.

    О фильме-победителе и других - чуть ниже, но выбрать десятку лучших картин фестиваля в Торонто действительно задача еще та. Среди программ тут есть три основные - "Гала-презентации", "Специальные показы" и "Мастера". Рекомендовать оттуда можно все сразу. Отборщики фестиваля стараются на совесть, и халтуру не пропускают. Может быть поэтому, а еще из-за территориальной близости Канады и Северной Америки в фестивальные дни тут наблюдается такое скопление звезд, которое не увидишь нигде больше. В этом году только Бенедикт Камбербэтч, Кира Найтли, братья Дарденн, Алан Рикман, Жан Дюжарден, Кристофер Пламмер, Мишель Хазанавичюс, Пол Беттани, Роберт Дауни-младший, Аль Пачино, Вигго Мортенсен, Жюльетт Бинош, Джейн Фонда, Майкл Дуглас, Джон Траволта... Перечислять всех - не хватит места в этой статье.

    Отрадно, что на фестивале все больше чувствуется русское присутствие. Фильм "Левиафан", который здесь представляли Андрей Звягинцев и Алексей Серебряков - в программе "Мастера". Короткометражный фильм по рассказу Юрия Олеши, где Алексей Серебряков также исполнил главную роль - в программе короткометражных фильмов Канады. Картина "Ограбление по-американски" Сарика Андреасяна - в программе "Специальные показы". Во многих картинах, таких, как "Игра в имитацию", "Жертвуя пешкой", "Теория всего", "Великий уравнитель" и прочих есть "русский след".

    Кроме того, специально учрежденный Фоном кино и Министерством культуры стенд RUSSIAN CINEMA привозит уже второй год сюда новое российское кино и анимацию, и представляет их на кинорынке, что проходит в рамках фестиваля. В этом году RUSSIAN CINEMA также организовал показ фильма Андрея Кончаловского "Белые ночи почтальона Тряпицына", и предложения по приобретению кино для проката не заставили себя ждать.

    Но что же отобрать зрителю для своего собственного "проката". Рискнем предложить свою "горячую десятку", сформированную из того, что успела посмотреть обозреватель "РГ". Все картины впервые были показаны на фестивале в Торонто. Всего на нем было 143 мировые премьеры, и вот - 10 из них.

    1. "Игра в имитацию" (The Imitation Game)

    Картина явно готовит Бенедикта Камбербэтча к "Оскару" этого года. И это будет не единственная ее номинация. Камбербэтч сыграл в ней изобретателя компьютера. Биографический фильм об английском математике Алане Тьюринге чем-то похож на "Игры разума". Соратницу Тьюринга играет Кира Найтли. При наличии красивой актрисы в кадре сильнее чувствуется трагедия главного героя - его нетрадиционная ориентация. Показано как страдал Тьюринг от того, что фактически опередил свое время (во всех смыслах), и зритель начинает сопереживать очень сильно. Интересно было смотреть этот фильм с точки зрения расслоенных компьютером поколений. Для поколения "Шерлока", где Камбербэтч сыграл главную роль, сериал явно интереснее. По крайней мере, его первые серии. Для поколения более старшего, которое не так любит компьютерные эффекты и динамику в кино, будет любопытнее этот фильм. Роль Тьюринга, которая первоначально предназначалась для Леонардо Ди Каприо, Камбербэтч сыграл превосходно. Актерский ансамбль подобран, что называется, в тон. В режиссерской работе есть некая затянутость, провалы и вторичность - не только "Игры разума" приходят на ум, когда смотришь это кино. Но в целом - смесь прошлого и будущего, что всегда интересно.

    Самый актуальный вопрос - привезут ли картину в Россию. Сложность в том, что она - дорогая и непонятно, удастся ли вернуть потраченные деньги после проката на территории нашей страны.

    2. "Судья" (The Judge)

    Фильм открытия фестиваля режиссера Дэвида Добкина длится почти два с половиной часа, и каков приговор? Роберт Дауни-младший не то, чтобы просто очень хорош в этом фильме, но весьма нетипичен. Видно, что роль рассчитывалась на него, и не вспоминаешь ни Холмса (лишь иногда, поскольку тема слегка совпадает), ни тем более "Железного человека". За роль актеру также прочат номинацию на "Оскар". Еще более хорош Роберт Дювалл. Хотя его "сочетание" с Билли Бобом Торнтоном в этом фильме сильно напоминает "Машину Джейн Мэнсфилд". История очень растянута и так многосюжетна, что сложно не потерять нить, да и потом трудно "сложить паззл". Фильм в Россию привезут, так что сразу надо готовиться, что идете смотреть сагу. На героя Дауни-младшего свалились все несчастья. Умерла мать, он приезжает в родной город, где не был ну очень долгое время и узнает, что его отца - уважаемого судью, который неизлечимо болен, обвиняют в совершении тяжкого преступления. Но отец не помнит - совершал он его или нет. У него - болезнь Альцгеймера. И вот сын в суде защищает отца. К этой линии еще подключается старая новая любовь, возможные внебрачные дети, семейные отношения... И вечное, библейское - не судите, да не судимы будете.

    3. "Стрингер" (Nightcrawler)

     Только ради этого фильма стоило лететь в Канаду. Но вскоре его покажут и в России. Да-да - это тот самый фильм, ради которого актер Джейк Джилленхолл похудел на 10 килограмм. И та роль, которая поднимает его кинокарьеру на ступень выше. Всегда отрадно, когда актер не портится, а совершенствуется. Оператор в этом фильме тоже - на высоте. Почти весь фильм снят ночью. И как! Журналистам этот фильм обязателен к просмотру. В первую очередь - тем, чья специализация - телевидение. Кино - о том, как люди - от простого вора до директора новостной службы телеканала - сходят с ума от возможностей телевидения. Если смотреть шире - от информационного мира. Как теряют нравственность, способность чувствовать, что хорошо, и что плохо. Как точно работают их мозги - на компьютерном уровне, и как ужасно - не в ту сторону. Актриса Рене Руссо играет женщину, которая испытывает буквально любовное наслаждение только при получении удачной телевизионной новости. Бывший вор и убийца - Джилленхолл - становится вначале телеоператором, а потом и создает собственную компанию по производству новостей. Цена жизни для него - цена картинки. Смерть важна только с той точки зрения, как ее удачнее снять. И как потом продать, чтобы поставили "горящей новостью" в эфир. Любовные сцены в картине - торговля между мужчиной и женщиной за информацию, деньги и влияние.

    4. "Теория всего" (The Theory of Everything)

    Этот фильм также приедет в Россию, и многие его уже ждут. Биографическая картина о судьбе самого известного ученого современности, физика-теоретика Стивена Хокинга. Она основана на мемуарах его бывшей жены Джейн Хокинг и рассказывает о первых шагах Хокинга в науке, его обучении в Оксфорде, и о любви. По большому счету история о том, как человек, который не верил в Бога, все-таки уверовал. История и о жертве женщины. Всегда ли она оправдана? Можно вспомнить мемуары Коры Ландау и посетовать о том, что у нас на эту тему сняли лишь "проходной" сериал.

    5. "Черное и белое" (Black and White)

    В фильме, посвященном межэтническим отношениям, в главной роли - Кэвин Костнер. Фильм смотрится как некое продолжение его знаменитой работы в "Телохранителе", где "подопечной" героя была темнокожая певица. В этом фильме - у героя Костнера умирает жена. В автокатастрофе. Еще раньше - погибла дочь. Осталась внучка. И она - темнокожая. Потому что когда-то раздолбай афроамериканец соблазнил дочку почтенного белого господина (героя Кевина Костнера). И вот дедушка остается воспитывать один очаровательную девчушку. А "противостоит" ему - большая компания темнокожих родственников, которые хотят забрать девчонку к себе. Начинается долгий суд. И вдруг, откуда не возьмись, появляется папаша. Работу он за все это время так и не нашел. Ответственности за ребенка - никакой. Зато ему нужны деньги. И братья по цвету кожи за своего стоят горой, пусть он и не "Мистер совершенство". Кэвин Костнер в роли любящего деда - скрытого алкоголика - просто великолепен. Приобретут ли картину российские прокатчики - пока неизвестно.

    6. "Пока мы молоды" (While We're Young)

    Картина режиссера Ноа Баумбаха, между прочим, была вполне вероятным кандидатом на главный приз фестиваля. Итак, люди кино любят снимать фильмы о кино. Ибо что в своей жизни они знают лучше? А Баумбах знает. И про кино, и про отношения, и про кризис среднего возраста, и как он сказывается на творчестве, и про многое другое. Потому он пишет сценарий, берет на главные роли Бена Стиллера и Наоми Уотс, а также - Аманду Сейфридж и Адама Драйвера (сериал "Girls") и снимает вещь, которую можно перевести на русский, как "Когда мы были молодыми" (хотя это и не дословный перевод). Сорокалетние подружились с 25-летними. Известный кинематографист - со своим студентом-хипстером. И их подружки по жизни, соответственно. Студент к тому же любит все "постарше" - слушает музыку на виниле, смотрит старое кино. Шляпу носит. У 40-летних случается "падение в детство": заброшены старые друзья, они ходят на странные вечеринки, пересаживаются на велосипеды. Но по-прежнему платят за молодых друзей в ресторане. При этом и кинематографист, и ученик снимают кино. И кто признает эти фильмы? Кому они понравятся? Правда ли, что при съемке все методы хороши. Что для кино можно соврать, предать, бросить? И что в конечном итоге важен результат? Что важнее - развороты в глянцевых журналах или чтобы с тобой осталась любимая женщина и поняла тебя? Вечные вопросы. Но поколение 40-летних дает одни ответы, а поколение 25-летних все видит по-другому. Ценности у поколений разные. И в этом они не совпадут никогда.

    7. "Новая подружка" (The New Girlfriend)

    Новый фильм Франсуа Озона. Абделатифф Кешиш с его любовью между двумя девушками и откровенными сценами в фильме уступает Озону пальму первенства. Потому что Озон и сценарий сам написал, и снял кино о любви между девушкой и трансвеститом. Причем умудрился органично вплести в ткань фильма еще и семейные ценности. Трансвестит, который куда более сексуален, трогателен и привлекателен, чем некоторые женщины, сумел пробудить в своей "подружке" все чувства, на которые способны представительницы прекрасного пола. Любовь к детям, к подруге, воспоминания о детстве, жажда экспериментов, стремление опекать и лечить, жалеть и помогать, фантазию, наконец. На эту картину зритель (в особенности женский и нетрадиционно ориентированный) должен идти косяком и пересматривать много раз. С мужчинами сложнее. Сцены любви не так долги, как в "Жизни Адель", но смысл, впрочем, тот же. Справедливости ради стоит сказать, что фильм Кешиша гораздо глубже, если уже начать сравнивать, и сильнее. У Кешиша кино авторское. У Озона - зрительское. В Россию фильм, скорее всего, привезут.

    8. "Жертвуя пешкой" (The Prown Satisfied)

    Тоби Магуайр играет в фильме Дэвида Финчера роль американского шахматиста Бобби Фишера так, как если бы он играл параноика. А помешаться было отчего. Соперник Фишера - советский гроссмейстер Борис Спасский, которого играет Лив Шрайбер. Спаский, окутан тайной. Он ходит в сопровождении свиты, состоящей из агентов КГБ. Постоянно носит костюм и темные очки, и никогда не расслабляется. Фишер, который выигрывает у всех, включая Корчного, волнуется перед этим матчем, как мальчишка и теряет над собой контроль.

    9. "Небольшой хаос" (A Little Haos)

    Фильм закрытия фестиваля в Торонто этого года. Режиссер, один из авторов сценария и исполнитель главной роли - Алан Рикман. Его партнерша по фильму - Кейт Уинслет. Рикман играет короля. Уинслет - ладшафтного дизайнера. Женщина, которая сама природа, должна усовершенствовать угодья Версаля. Она - одиночка, потеряла мужа и дочь. Умеет быть и элегантной на королевском приеме, и работать с почвой, растениями и деревьями наравне с простолюдинами - мужчинами. Как легко ей оказаться в центре интриг. Как нелегко найти настоящую любовь. Но у высокопоставленного дворянина столь же влюбленного в деревья и цветы, как и она, оказывается сложная семейная ситуация - любовь в его семье больше не растет. Но предстоит расцвести новому чувству. Однако у короля умирает жена, и случайно гуляя в саду и предаваясь скорби об ушедшей королеве, он встречается с ланшафтным дизайнером.

    10. Фрекен Джули (Miss Julie)

    Режиссерскую работу Лив Ульман, длящуюся более двух часов, выдержали не все зрители. Несмотря на то, что главные роли в картине по пьесе Августа Стриндберга играют Колин Фарелл и Джессика Честейн. История, рассчитанная на способных расчувствоваться особ женского пола. Но то, что они расчувствуются - не факт. Хотя актеры честно старались. XIX век. Почти все действие происходит на кухне. Именно там - готовится "главное блюдо". Ингредиенты - отношения между мужчиной и женщиной. Сюжет как у Лопе де Вега: она - дочь хозяина, он - слуга. Есть еще и третья - потенциальная хорошая жена, а пока - образцовая служанка. Но соблазн вырваться из своего социального круга для мужчины велик. Но какая же она странная - эта дочь хозяина Фрекен Жюли. Для чего она создана - для любви или для смерти? А может быть для того, чтобы раздражать мужчину и вытаскивать из него на поверхность все самое темное, что в нем есть? Попутно соблазняя его. Но слуга есть слуга. Он не в состоянии подняться ни над одной простой мыслью. Он еще и боится, еще и беден. Что остается бедной Жюли - принять или не принять несовершенство мира. Она, как Офелия. Кто-то определил Офелию, как девушку, сошедшую с ума от любви и отчаяния. Во Фрекен Жюли отчаяния больше. Порой оно передается и зрителю. 

    Между тем

    На фестивале в Торонто были показаны и фильмы, премьеры которых состоялись в этом году в Каннах, Берлине и в Венеции. "Два дня - одна ночь", "71", "Пазолини", "Охотник на лис", "Левиафан", "Магдельхорн", "Унижение" и другие. Некоторые из этих работ, скорее всего, также будут номинированы на самые престижные кинопремии этого года. Знатоки предсказывают, что не останутся не отмеченными наградами такие картины как "Торт" с Дженифер Энистон, "Дикая" с Риз Уизерспун, а также "Звездная карта", "Мужчины, женщины и дети", "Дальше живите сами", "Святой Винсент" и другие.

    В целом общее направление фестиваля этого года - фильмы, рассказывающие о непростой женской судьбе и сильных духом представительницам прекрасного пола, которые спасают себя сами. Будем надеяться, что большинство обозначенных фильмов выйдет в российский прокат, и "РГ" будет писать о каждом - отдельно и подробно.

    Поделиться