Как отметил председатель комитета Павел Селезнев, идея разработки рекомендаций пришла из регионов: "Представители власти ряда субъектов РФ выразили готовность развивать государственно-частное партнерство, но при этом хотели бы опираться на определенный регламентирующий документ". Также необходимость разработки документа обуславливается тем, что в апреле 2014 года вышло распоряжение правительства, согласно которому уровень развития ГЧП в субъектах РФ будет учитываться как один из показателей оценки эффективности деятельности губернаторов. И, согласно обозначенным целевым показателям, большинству регионов придется за четыре года сделать значительный скачок в развитии ГЧП.
Региональный ГЧП-стандарт состоит из четырех основных блоков. Первый - планирование развития инфраструктуры и учет механизмов государственно-частного партнерства в документах стратегического планирования в субъекте РФ. Второй - организация системы государственного и муниципального управления сферой ГЧП в регионе. Третий - региональная нормативно-правовая база в сфере ГЧП, и четвертый блок - стимулирование участия частного сектора экономики в реализации инфраструктурных проектов.
"Мы постарались проанализировать все региональные практики, связанные с развитием институциональной среды. Что касается формата самого стандарта, здесь было решено углубиться в детали, поэтому, помимо глобальной рекомендации, как, например, учет механизмов ГЧП в документах государственного стратегического планирования, отразили конкретные варианты и способы действий. На мой взгляд, такой формат наиболее приемлем для регионов и позволяет выбрать способ реализации для каждой из рекомендаций. Помимо этого в стандарте приведены примеры по каждому из пунктов. Если подробнее говорить о концептуальных блоках, то не случайно, что первый связан со стратегическим планированием, поскольку в этом причина пробуксовки ГЧП в России, отсутствия внятных долгосрочных ориентиров и увязки системы государственного планирования со сферой ГЧП", - прокомментировал документ исполнительный директор Центра развития ГЧП Максим Ткаченко.
В ходе дискуссии по основным компонентам ГЧП-стандарта и механизмам его внедрения заместитель директора департамента инвестиционной политики и развития частно-государственного партнерства Минэкономразвития России Мария Ярмальчук предложила включить в методические рекомендации еще один концептуальный раздел: "В действительности в регионах все зависит от того, кто сидит в администрациях. Поэтому, на мой взгляд, стоит дополнить ГЧП-стандарт блоком о повышении квалификации чиновников, которые этим вопросом занимаются, обозначить какие-то общие подходы к этому вопросу. Кроме того, важно включить в документ тезис по поводу необходимости информационного сопровождения проектов ГЧП и открытости органов государственной власти".
Исполнительный вице-президент Газпромбанка Алексей Чичканов поддержал идею создания методических рекомендаций для субъектов РФ: "Если документ будет принят в регионах на вооружение, это будет огромный скачок в понимании того, для чего необходимы механизмы ГЧП и как их применять. Конечно, те регионы, которые только начинают развивать ГЧП, возможно, и обладают определенной информацией, но не имеют конкретного плана действий, общего понимания этих процессов. Если с помощью Центра развития ГЧП регионы получат последовательные разъяснения, как нужно развивать партнерство, они станут обладать реальным инструментом для реализации ГЧП-проектов, и это будет существенным вкладом в развитие партнерства в целом".
"Региональный ГЧП-стандарт" будет доработан с учетом поступивших предложений и замечаний и представлен на XIII Международном инвестиционном форуме "Сочи-2014". На этом форуме минэкономразвития совместно с Центром развития ГЧП проведет межрегиональный мастер-класс на тему: "ГЧП-стандарт: инструкция по применению". Там будут представлены лучшие практики регионов-лидеров и обозначены основные мероприятия, необходимые для достижения целевых показателей в субъектах РФ.
Павел Селезнев отметил, что в логике дальнейшего развития институциональной среды важно выработать комплексный подход по реализации проектов ГЧП в инфраструктурных отраслях на основании лучших практик в субъектах РФ. Разработку комплекса мер по внедрению таких практик в социальной сфере в субъектах РФ сейчас ведет Агентство стратегических инициатив совместно с Центром развития ГЧП. Результатом станет системный документ по реализации проектов ГЧП, ориентированный на органы власти, курирующие социальную сферу субъектов Федерации.