Осень - время пожинать урожай и в салонном бизнесе. Примерно 20% всех процедур, которые предлагают специалисты клиник красоты, не рекомендуется проводить весной и летом. "Фотоэпиляция, фотоомоложение, химические пилинги, пилинги фруктовыми кислотами делают в начале весны или осенью, потому что кожа после этих процедур при воздействии на нее солнечных лучей подвержена пигментации", - говорит бьюти-эксперт Яна Лапутина. Многие откладывают на холодный сезон и мезотерапию, которая оставляет синяки на теле, что не принято сочетать с открытыми летними нарядами. Перманентный макияж также менее рискованно делать в холодное время года.
"При том что салонный бизнес нельзя в полной мере назвать сезонным, безусловно, август для всех без исключения салонов красоты и SPA является "мертвым". Лишь к середине сентября бюджеты владельцев салонов и клиник начинают "оживать" от притока средств. Как показывает практика, в начале осени особое оживление от визита гостей чувствуют косметологи. Приходит время восстановления кожи после воздействия солнечных лучей. Есть необходимость в проведении профилактических процедур по восстановлению водного баланса кожи при ее природной сухости, по насыщению ее витаминами и по увлажнению. Парикмахеры стоят на втором месте по притоку гостей - после отпусков нужно привести себя в порядок", - говорит Екатерина Каленова, lifestyle блоггер, партнер PR-агентства Beauty Brands.
Серьезного повышения цен на салонную красоту этой осенью не будет, но и прежними "прайсы" не останутся. "Все игроки рынка обеспокоены этим вопросом, - говорит Светлана Хоменко, бренд-менеджер сети салонов красоты ОблакаStudio. - Все салоны в сегменте премиум и выше работают исключительно с зарубежными брендами, а это значит, что цены на косметическую продукцию, которая представлена в торговом зале и на которой проводятся процедуры, увязаны с курсом доллара и евро. Кроме этого, традиционно 1-2 раза в год поставщики повышают цену на продукцию в среднем на 4-10%".
По словам эксперта, рост курса валют на 20% с начала года уже повлек автоматический рост цен на косметику. Как отразятся санкции на деятельности иностранных производителей, невозможно спрогнозировать. "У нас есть опасения, что в ближайшее время мы получим письма об очередном ежегодном плановом повышении цен, о чем нас уже официально уведомили некоторые поставщики. И, к сожалению, качественные аналоги российского производства как альтернатива ведущим мировым брендам нам пока неизвестны", - резюмирует Светлана Хоменко. С этим соглашается Елена Ханжина, глава ГК "Тандэм": "Предпосылки к повышению цен есть. Редко можно встретить салоны, которые работают на отечественной продукции. Стоимость же иностранных средств зависит от курса валют".
За последние пять-восемь лет российская индустрия красоты попыталась встроиться в мировой бьюти-процесс. Все новинки рынка появляются у нас в то же время, что и на Западе. "Нет ничего такого, чем бы Россия была обделена по сравнению с Западом. Существует определенное число мировых конгрессов, и большинство врачей-косметологов их регулярно посещают", - говорит Лапутина.
Российский бьюти-рынок такой же динамичный и ненасытный, как, пожалуй, североамериканский. У этой ситуации есть один минус - на рынок поступает большое количество аппаратов и продукции, влияние которых на здоровье человека в долгосрочной перспективе не изучено, говорят в Центре здоровья и красоты "Белый сад".
По словам Владимира Гринева, управляющего сетью клиник эстетической медицины Grand Clinic, новинки в Москве зачастую появляются даже быстрее, чем во многих европейских странах. В целом же все международные премьеры новых препаратов и продуктов происходят синхронно во всем мире. В регионах России - с опозданием на 3-6 месяцев.
Вместе с тем отечественным предприятиям красоты придется еще много работать над сервисом, чтобы соответствовать мировым стандартам. "Сейчас никто в стране не сможет сказать, сколько салонов и центров красоты работают на той или иной территории. Нет понятной и авторитетной классификации таких предприятий. В стране представлены мировые сети, но они мало влияют на общую ситуацию. В то же время Россия может похвастаться одной из самых сильных школ парикмахерского искусства в мире", - уверена Елена Ханжина.
Однако предприятий, предоставляющих некачественные услуги, на бьюти-рынке все еще достаточно. Но среда начинает "очищаться", потому что клиент стал более требовательным. "С каждым годом мы отмечаем рост профессионального уровня коллег, - говорит Владимир Гринев. - Во многом этому способствуют последние изменения в законодательстве. Ситуация постепенно становится более адекватной, многие салоны получают медицинскую лицензию. Считаю, что приблизительно через 1-2 года в Москве уже не останется салонов, нелегально предлагающих косметологические услуги, компаниям-поставщикам будет невыгодно поставлять продукцию в подобные заведения".
В связи с возможным повышением цен на услуги клиник красоты может существенно возрасти спрос на процедуры со скидкой. Часто скидки на отдельные услуги салонов могут достигать 50-70%. Эксперты считают, что именно такие акции могут быть опасны. "Принципы ценообразования на рынке салонных услуг схожи с любой другой отраслью сферы услуг. Это сложная формула, которая включает в себя стоимость продукта, зарплату специалиста, аренду и коммунальные платежи, расходные материалы и оборудование, маркетинговые затраты и пр.", - говорит Светлана Хоменко. Снизить цену на услугу можно несколькими способами: использовать несертифицированную продукцию (сертифицированные поставщики дорожат своей репутацией, гарантируют качество, сроки годности и никогда не допускают демпинга), не заплатить зарплату специалисту, нарушить протокол (предоставить услугу не полностью, а частично), ввести в заблуждение потребителя и скрыть необходимые дополнительные платежи, о которых он узнает после процедуры.
"Когда вам предлагают процедуру со скидкой 70%, это, безусловно, сигнализирует о непростой ситуации внутри компании, вероятно, вызванной понижением спроса. Возможно, скидка связана с окончанием срока использования определенного препарата", - говорит Яна Лапутина. Впрочем, скидка 15-20% на салонные услуги вполне безопасна. Салоны просто пытаются привлечь потенциальных клиентов.
Конкуренция на рынке салонов красоты сегодня очень высока, особенно в сегменте среднего класса. Мода на экспресс-услуги в области ухода за собой, которых все больше становится изо дня в день в многочисленных торговых центрах - маникюр, экспресс-укладка и даже "архитектура" бровей и ресниц, - дают серьезный отток в классических салонах. Вместе с тем рынку есть куда расти. "По данным исследования одной из крупнейших российских дистрибьюторских компаний, входящей в тройку лидеров косметологической отрасли, 25% москвичек и 20% петербурженок предпочитают красить волосы в салоне. А это значит, что 75% и 80% соответственно красят волосы дома. В Европе этот показатель 60% на 40%, в некоторых странах он приближается к 50% на 50%", - резюмирует Светлана Хоменко.