Согласно форсайту, проведенному недавно НАИРИТ совместно со специалистами Института системного анализа РАН, одни из наиболее высоких шансов эти возможности предоставляют национальному автопрому. Ориентация на собственные силы может дать довольно мощный эффект в сочетании с существующими сегодня технологическими потребностями мирового авторынка, находящегося, по мнению экспертов, в состоянии ожидания глобального прорыва. Действительно, развитие автомобильной индустрии, в том числе возможность выхода на рынок производства автомобилей, происходило по типу всплесков, регулируемых получением доступа к технологиям (паровые двигатели, двигатели внутреннего сгорания, электродвигатели и т.д.), без которых автомобиль терял привлекательность для потребителя (подушка безопасности, ESP, ABS, ADAS и т.д.). Прорыв, по мнению известных европейских специалистов рынка, а также ведущих мировых инвестиционных групп, ожидается в ближайшие годы в связи с массовым переходом транспортных средств к беспилотному управлению. Стоит сказать, что отечественный рынок к такому развитию событий вполне готов. С одной стороны, он уже несколько лет подряд занимает второе место в списке ведущих европейских стран по объемам продаж, отставая лишь на 12% по итогам 2013 года от лидирующей Германии. С другой стороны, что чрезвычайно важно при реализации программы импортозамещения, он имеет отменный технологический потенциал благодаря наличию высококлассных разработок наших специалистов в области искусственного интеллекта, составляющих основу роботизированных комплексов, устанавливаемых на современные авто.
Спрос на подобные решения, по данным авторов исследования, будет в ближайшие годы расти в зависимости, близкой к экспоненциальной. Однако направить его необходимо не столько на копирование зарубежных комплектующих, сколько на внедрение инновационных технологий.
Одним из трендов всего развития мировой автоотрасли является постоянное сокращение количества компаний разработчиков с одновременным увеличением количества стран, их представляющих. Так, если в 1910 году число участников рынка превышало сотню, а страны-производители ограничивались четверкой - Германия, Франция, Англия и США, то в ближайшее десятилетие может остаться не более десяти компаний из такого же числа стран. Только тот, кто способен создавать и внедрять революционные инновации, имеет конкурентные шансы на рынке. В связи с этим лидеры рынка объявили сроки создания собственных беспилотных транспортных средств. Daimler в рамках проекта Future Truck 2025 представит свою версию к 2025 г. при финансировании 1,4 млрд евро в год, а Volvo ожидает получить результаты от аналогичной программы SaRTrE с финансированием 1,25 млрд евро в год на 5 лет раньше. При этом реализацию отдельных опций компания планирует уже через три-четыре года, включая возможности автономного движения в колонне и автопилотирования на шоссе.
Стараются от разработчиков не отстать и законодатели. Несколько месяцев назад ООН внесла изменения в статью 8 Венской конвенции о дорожном движении, ранее жестко регламентировавшую необходимость водительского контроля любого транспортного средства. Новая редакция документа допускает работу автоматически управляемых средств передвижения при условии, что владелец может остановить их в любой момент. Дополнение фактически разрешает ограниченное движение беспилотных автомобилей и дает возможность правительствам стран - членов ООН разрабатывать национальное законодательство, регулирующее работу транспортных средств без водителя. Одной из первых на изменения международных правил отреагировала Великобритания, объявив о введении с 2015 года юридических норм, допускающих движение беспилотных автомобилей в трех населенных пунктах королевства, а также проведение их массовых испытаний. Со временем перечень этих городов будет расширен. США пошли дальше Европы, разработав и приняв собственные законы об автономных автомобилях еще в конце 2013 г., не дожидаясь одобрения ООН. Согласно им 5 штатов приняли подзаконные акты, разрешающие использование беспилотных транспортных средств на дорогах общего пользования. В отличие от Старого Света эти нормы более прогрессивны и, в частности, допускают возможность движения автомобиля без какого-либо участия человека.
Авторы форсайта отмечают, что в России коммерческий эффект от инноваций в создание беспилотных автомобилей наиболее возможен и ожидаем в секторе грузоперевозок. В пользу этого говорит более высокая востребованность в автономном движении в силу необходимости проходить большие расстояния при грузоперевозках, а также доля операций, где в ближайшие годы вполне реально организовать безопасное движение машин. Например, въезд/выезд к месту погрузки/разгрузки, движение в колонне и т.д.
Отечественный сектор грузоперевозок, как и весь автопром, вполне готов к реализации импортозамещения. Во-первых, в отрасли есть ярко выраженный лидер - КАМАЗ. Во-вторых, нет заметного технологического отставания, присущего пассажирскому сегменту, как это, в частности, видно по ежегодным итогам престижных международных ралли. И наконец, согласно исследованию, серьезное конкурентное преимущество отечественных разработчиков состоит в использовании в качестве технологической основы так называемой пассивной (поглощающей сигнал) модели компьютерного зрения, когда необходимая для формирования управляющего воздействия информация считывается с видеокамер и датчиков. Собственно, по таким же принципам действует и человек. Этот подход применяется в России в дополнение к активной (излучающей) части модели, на которой базируются многие зарубежные проекты, например Google.
Кроме того, в России не требуются инвестиции в дорожную инфраструктуру (датчики, метки, разметка) для обеспечения беспилотного движения.