Самые большие зараженные площади в Ленобласти - свыше 100 тысяч гектаров, что составляет почти треть обследованных земель. На Псковщине, по данным Россельхознадзора, гигантскими зонтиками занято около 10 тысяч гектаров, в Калининградской и Вологодской областях засорены около трех тысяч, в Новгородской - около двух тысяч гектаров. В Карелии и Заполярье борщевик произрастает в отдельно взятых городах и поселках. Перспективная кормовая культура, выведенная отечественными селекционерами, лет тридцать в этом качестве уже не используется, данный вид признан ядовитым как для животных, так и для людей. Однако после прекращения его возделывания растение не исчезло, оно заполонило заброшенные угодья, неудобья, обочины дорог, перебралось на садовые и огородные участки, в города.
- Вышедший из-под контроля "беглец" из кормовой культуры превратился в злостного сорняка, стал настоящим бедствием для регионов Северо-Запада, где он культивировался, - поделилась с корреспондентом "РГ" заслуженный агроном РФ, кандидат биологических наук, доцент кафедры агрономии Калининградского государственного технического университета Людмила Григорович. - Благодаря мощной корневой системе и плодовитости (каждый зонтик дает до 12 тысяч штук семян), борщевик способен удерживать завоеванные территории и захватывать новые. В последние годы он появляется на возделываемых полях, особенно на восстановленных землях. А это плохой знак.
В Ленобласти в текущем году в рамках госпрограммы развития сельского хозяйства на 2013-2020 годы, финансируемой из регионального бюджета и средств сельхозорганизаций, наметили провести противоборщевиковые работы в 29 поселениях восьми районов и на полях 49 хозяйствующих субъектов. Химической обработке подвергнутся фактически те же территории, на которых проходила зачистка в прошлом году. Чтобы добиться эффекта, как утверждают специалисты, нужно подвергать очистке зараженный участок минимум три года, а лучше семь лет.
Но достаточных средств на столь длительную войну с сельхозчумой в большинстве регионов СЗФО нет. В Вологодской области по целевой программе, завершившейся в 2013 году, сельхозпредприятиям выделяли субсидии на приобретение гербицидов, обработку всходов борщевика, двух-трехкратное скашивание его зарослей, срезание корней бульдозером, перепашку земель, высадку культур, которые забирают из почвы вещества, необходимые борщевику. В текущем году на эти цели изыскали скромные финансы лишь отдельные муниципалитеты. А это значит, что сорняк вновь поднимет голову.
В Калининградской области серьезно взялись за извлечение корня лишь в одном Гурьевском районе. Здесь в местном бюджете на три года заложили семь миллионов рублей, первый транш - 1,7 миллиона рублей в этом году направлен дорожникам, коммунальщикам, сельхозорганизациям, которые займутся ликвидацией зарослей борщевика, площадь распространения которого составляет 456 гектаров.
- Искоренение борщевика Сосновского - длительный и трудоемкий процесс, занимающий не менее пяти лет при регулярной обработке и локализации очагов цветущих растений, - пояснила начальник отдела по защите растений филиала "Россельхозцентра" по Калининградской области Вера Попова. - Против "гераклов" нужно выступать единым фронтом - муниципалитеты, сельхозпредприятия, дорожники, собственники земельных участков. Успешные мероприятия в отдельно взятом районе экспансию борщевика в целом по области не остановят.
В эксклаве, по словам Веры Поповой, отказались от разработки региональной долгосрочной программы, хотя какие-то средства муниципалитетам на уничтожение борщевика выделялись. Что-то было сделано, но результаты не очевидны. Да и настроя "всем миром" не хватает. Серьезность проблемы недооценивают владельцы частных домов и дачники, на участках которых нередко "красуются" высокорослые зонтики. А одно заброшенное подворье, как заметила агроном по защите растений, способно "заразить" весь поселок или дачное товарищество, так как семена гигантских зонтиков разносятся на два километра и потом прорастают в разных местах на протяжении пяти лет.
Укрощение борщевика, по мнению экспертов, зависит не только от химических и механических усилий, но и от введения в оборот пустующих сельхозземель. Где свернуто аграрное производство, где землю не пашут, не сеют, там больше она поражается исполинским сорняком. С другой стороны, занятые им гектары трудно продать или передать в аренду фермерам или агрохолдингам, нуждающимся в расширении площадей. Ведь затраты на очистку земли значительны.
И санкций к нарушителям фитосанитарного порядка нет. Хотя борщевик Сосновского лишен статуса кормовой культуры, он до сих пор не включен в список карантинных объектов РФ, за его рассадники землевладельцев невозможно привлечь к административной ответственности. В 2013 году районированный сорт борщевика Северянин исключен из Госреестра селекционных достижений, допущенных к использованию. Но предложения регионов Северо-Запада о включении борщевика Сосновского в перечень "вредителей полей" остаются пока без ответа.
Наталья Лунева, заведующая сектором гербологии лаборатории фитосанитарного мониторинга и прогноза Всероссийского института защиты растений Россельхозакадемии:
- Существует много методов борьбы с борщевиком Сосновского - химические, агротехнические. Но они не принесут желаемого результата, если не будут применяться одновременно и повсеместно в регионах, зараженных борщевиком. Без долгосрочной программы, разработанной с привлечением гербологов, это деньги, выброшенные на ветер. Малоэффективны сегодня региональные программы, потому что они принимаются без учета планов, реализуемых соседями, без учета повторного взаимного заноса семян с сопредельных территорий. Для полной победы над борщевиком Сосновского на территории страны нужна финансово обеспеченная долгосрочная государственная научно-производственная программа, включающая регулярные и последовательные мероприятия по локализации и ликвидации очагов агрессивного растения. А перед этим необходимо провести мониторинг с картированием распространения и численности популяций. Успех дела зависит от использования всего комплекса мер с четким распределением их на землях различного назначения и обязательным контролем проделанной работы.