"Особый порядок самоуправления", согласно закону, касается только тех районов, которые не контролируются украинскими войсками, и вводится временно - только на три года. На протяжении этого времени местную власть предлагается наделить расширенными полномочиями: их допустят к назначению руководителей местной прокуратуры и судов, что сегодня является прерогативой Киева, а также позволят создавать добровольные отряды "народной милиции" из людей, постоянно проживающих на этой территории. Также Кабинету министров Украины дана возможность подписывать с органами местного самоуправления отдельные соглашения об экономическом, социальном и культурном развитии этих "отдельных районов". В свою очередь эти органы самоуправления получат право на заключение соглашений "с административно-территориальными единицами Российской Федерации на основе соглашений о пограничном сотрудничестве".
Отдельной строкой идет обещание равноправия всех языков на этой территории - включая русский - и гарантируется административная неприкосновенность статуса избранных руководителей - в Киеве обещают досрочно не прекращать их полномочия. При этом обязательным условием является переизбрание всех органов местной власти уже 9 ноября текущего года, через две недели после внеочередных парламентских выборов на Украине. За это Украина обещает взять на себя "поддержку социально-экономического развития" подпадающих под закон районов, которая предполагает "отличный от общего экономический режим осуществления хозяйственной и инвестиционной деятельности" и другие благие обещания, например, содействие созданию новых рабочих мест и некую "переориентацию промышленного потенциала".
Что касается закона "о недопущении наказания и преследования", то он написан не менее лукаво. Так, под амнистию фактически могут попасть только те из жителей Донбасса, кто добровольно сдал оружие украинским войскам или милиции, или сам явился в суд, а также те, против кого уже есть заведенные уголовные или административные дела. При этом закон не распространяется на тех, кто совершил преступления против "целостности и государственного устройства Украины", иначе говоря, на всех, кто боролся против киевской власти с оружием в руках, либо призывал к неповиновению центральным властям и самоопределению Донбасса. Наконец, в логике Киева, амнистии не подлежат те, чьи действия привели к катастрофе малазийского Boeing 777, хотя виновные в этой трагедии официально еще не названы.
Вполне ожидаемо, эти весьма общие и хитрые предложения, которые Порошенко уже поспешил анонсировать украинским депутатам как реализацию своего "мирного плана", не угрожающего суверенитету Украины, получили пока, мягко говоря, скептическую оценку в самопровозглашенных республиках. "Это законопроект для Украины. Для Донецкой народной республики законы создает наш собственный парламент, - прокомментировал инициативу Порошенко первый вице-премьер Донецкой народной республики Андрей Пургин. - Возможно, это будет точка соприкосновения для будущих переговоров, но не более того. Никаких политических соглашений с Киевом быть не может. Но мы должны помнить о том, что мы ответственные люди. У людей есть экономические связи, родственные, культурные, и хотелось бы сохранить хорошее, несмотря на то, что нацисты временно у власти в Киеве".
Не менее скептически оценил "мирный план" и премьер-министр Луганской народной республики (ЛНР) Геннадий Цыплаков: "Для нас этот вариант был бы приемлем в апреле, когда мы говорили об особом статусе. Но этот вариант не рассматривался. После этого погибло много людей, теперь какой может быть статус? Люди приняли решение, они провели референдум, было волеизъявление народа. Народ сделал свой выбор - отдельная Луганская народная республика", - заявил руководитель "отдельного района".