Поскольку в представлении авторов закона идеальный государственный менеджер "новой Украины" в 1991 году по идее был несовершеннолетним и вплоть до 2014 года вообще не имел практического опыта работы в государственных органах. Все остальные граждане так или иначе подпадают под многочисленные статьи и пункты "очистительного" закона.
Ответ на вопрос "как это будет работать" дан в общих положениях закона, где говорится, что субъектами проверки являются "лица, уполномоченные на выполнение функций государства или местного самоуправления", то есть все, начиная от министра и губернатора и заканчивая рядовым участковым или клерком в мэрии. В обязательном порядке проверка касается судей, прокуроров и постоянных членов избирательных комиссий разного уровня.
Попасть под проверку можно при переходе на новую работу или просто после "сигнала от граждан". В основном же проверка инициируется руководителями в отношении будущих сотрудников перед их вступлением в должность или подписанием трудового контракта. Проверку, как следует из закона, проводит специальная региональная комиссия с обязательным включением представителей СМИ и общественности. Иными словами, на Украине становится неизбежным вал доносительства, и без того сегодня стимулируемый Службой безопасности Украины.
Результатом непрохождения проверки является отказ в трудоустройстве или увольнение с дальнейшим серьезным разбирательством, если выяснятся, например, подробности тесного сотрудничества с "прошлой" властью в период с 25 февраля 2010 года по 22 февраля 2014-го.
Исходя из этих дат и положений закона увольнение вскоре предстоит всем сотрудникам милиции, принимавшим участие в охране порядка во время "массовых акций протеста", в первую очередь сотрудникам спецподразделений, следователям и дознавателям, а также прокурорам, расследовавшим дела против "патриотов", и судьям, выносившим постановления об их задержании или аресте.
Но начинается люстрационный список не с них, а с президента и премьера Украины, занимавших свои посты с 2010 по 2014 годы, хотя фамилии Януковича и Азарова прямо не указаны. Далее следуют те, кому не повезло в это время быть членами правительства, президентской администрации, руководить Национальным банком. И здесь уже становится интересно: дело в том, что нынешний глава государства Петр Порошенко в означенном временном промежутке был сначала министром иностранных дел, позже стал министром экономики, а окончательно ушел в оппозицию с высокой должности в Национальном банке.
Но следует объяснить, что персонально Петра Порошенко закон не касается - его сегодня защищает неприкосновенный по конституции статус президента. Что, впрочем, не уберегает его от неприятностей при трудоустройстве после отставки.
Занятно, что и нынешний спикер парламента Александр Турчинов, буквально силой принуждавший депутатов принять этот закон, тоже может стать объектом проверки, ведь помимо раздела, касающегося тех, кто служил государству с 2010 по 2014 годы, упоминаются в законе и те, кто скрывает свое прошлое до 19 августа 1991-го. В частности, руководители местных органов КПСС и ВЛКСМ. Турчинов же с 1987 по 1990 годы был секретарем райкома комсомола, а затем заведующим отделом агитации и пропаганды Днепропетровского обкома.
Есть в законе и пунктик для тех украинцев, кто с государственной службой и партийной работой дела никогда не имел. Так, люстрации могут быть подвержены лица, допускавшие "сепаратистские" настроения, призывавшие к изменению государственного строя и иными способами разжигавшие антигосударственные и антиукраинские настроения, а также межнациональную ненависть. При этом из-под положения "о разжигании межнациональной ненависти" заботливо выведены все активные участники "освободительного движения", то есть боевики нацистских группировок. Кстати, есть в законе и пункт, предполагающий искупление вины для военных, милиционеров и прочих: от проверки освобождаются лица, "являющиеся участниками боевых действий во время проведения антитеррористической операции на востоке".