17.09.2014 20:16
    Поделиться

    Предпринимателям Южного Урала угрожает вымирание

    Согласно данным УФНС России по Челябинской области, в настоящее время в регионе работает 84 тысячи индивидуальных предпринимателей, за год их количество сократилось на 2,6 тысячи. Даже тот факт, что с начала года в регионе поставлено на учет в налоговые органы около 10 тысяч новых ИП, не скорректировал общую тенденцию снижения их численности.

    По словам бизнес-омбудсмена Челябинской области Александра Гончарова, процесс этот закономерный. Главной причиной он называет двукратное увеличение размера страховых взносов.

    - Если до 2013 года они составляли в среднем 17-18 тысяч рублей, то с января 2014-го достигли 36 тысяч. Естественно, это негативно сказалось на экономике "ипэшников", особенно тех, кто работает в сельской местности и у кого совсем небольшие обороты, - говорит Александр Гончаров. - Особо подчеркну, что такое положение дел возникло во многом из-за того, что при принятии знаковых решений, влияющих на состояние делового климата в стране, мнение бизнес-сообщества учитывается недостаточно.

    Между тем с 2014 года на уровне регионов действует обязательная процедура оценки регулирующего воздействия (ОРВ) для законов, нормативных правовых актов, затрагивающих предпринимательскую и инвестиционную деятельность. К участию в ОРВ обязательно привлекаются объединения бизнеса.

    В Челябинской области этот механизм уже показал свою эффективность, например, ОРВ была сделана при введении налога на имущество для малого и среднего бизнеса. Речь идет о подготовке законопроекта "О внесении изменений в закон Челябинской области "О налоге на имущество организаций". Налоговой базой для коммерческой недвижимости - торговых комплексов, административно-деловых центров, объектов общепита и бытового обслуживания - признана кадастровая стоимость. Помимо этого законопроектом предусматривается, что налог на недвижимость будет платить не только средний и малый бизнес, находящийся на общем режиме налогообложения, но и предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН, ЕНВД), для которых сейчас предусмотрена льгота по данному налогу. Для многих предприятий налоговые выплаты увеличились бы в 30-100 раз. Для малого и среднего бизнеса такой рост налоговой нагрузки мог бы стать приговором. Однако в результате проведения ОРВ вступление в силу поправок в региональное законодательство отсрочили на два года. В течение этого периода в Челябинской области будет проведена достоверная кадастровая оценка объектов коммерческой недвижимости.

    По словам председателя регионального отделения "Деловой России" Константина Захарова, причин сокращения численности предпринимателей в Челябинской области много: снижение уровня деловой активности, уменьшение объемов рыночного спроса на товары и услуги, высокие кредитные пороги, сложности с подключением к энергоресурсам.

    - На мой взгляд, важнейшим фактором развития любого бизнеса является платежеспособный рыночный спрос. Рынок должен быть живым, растущим. Даже если кто-то "сдается" и переходит в смежную нишу, его место сразу занимают другие бизнесмены с новым подходом и, например, усовершенствованным продуктом, - говорит Константин Захаров. - Другое дело, когда рынок не только отдельной области или страны находится в состоянии стагнации, но и в глобальном плане ситуация развивается по пути финансово-экономического кризиса. В таких условиях важна роль государства как создателя благоприятной среды для взаимодействия предпринимателей, в частности по формированию масштабных баз данных, которые позволяли бы рассмотреть всевозможные варианты сотрудничества и сформировать таким образом рыночный спрос.

    Важно также, чтобы крупный бизнес отдавал на аутсорсинг малым предприятиям часть производственных задач. Однако пока промышленные гиганты делятся работой с малыми компаниями крайне неохотно, предпочитая осуществлять весь производственный процесс самостоятельно, начиная от изготовления гаек и шурупов и заканчивая сборкой космических кораблей.

    - Многие крупные предприятия недооценивают возможности аутсорсинга, боятся прибегать к помощи сторонних фирм, пускать в свой производственный процесс партнеров, - отмечает Константин Захаров. - Их тоже можно понять: отдавать на внешний рынок часть своих функций рискованно. На этом этапе как раз и должно подключиться государство, способное взять на себя функцию гаранта подобных сделок между российскими компаниями, желающими взаимодействовать в рамках выпуска какого-либо продукта, предоставления услуги.

    В частности, государство может взять на себя роль организатора выставок, бирж контрактов и тому подобных мероприятий, позволяющих российским производителям, в том числе и малым компаниям, найти и занять вакантные рыночные ниши, решив при этом и проблему импортозамещения.

    Поделиться