17.09.2014 20:09
    Поделиться

    Челябинские власти привлекут бизнес к строительству детсадов

    В Челябинской области из 1,5 тысячи детских садов только 19 негосударственных, из них с нуля построены на средства частных инвесторов лишь два, остальные достались бизнесу еще от советских заводов - перешли из категории ведомственных. Предприниматели Южного Урала инвестировать в сферу дошкольного образования не спешат, считая такие вложения слишком "длинными". Власти предложили частным инвесторам использовать механизм концессионного соглашения. Способен ли он снизить риски, которых опасается бизнес, выяснял корреспондент "РГ".

    Высокий спрос гарантирован

    Сотрудничество в рамках государственно-частного партнерства широко распространено в сфере жилищного и дорожного строительства, но в дошкольном образовании ранее зафиксированы лишь отдельные попытки муниципальных властей наладить сотрудничество с местным бизнесом, да и те оказались безуспешными.

    - Сегодня на уровне региона инвесторам впервые предлагается заключить концессионное соглашение, которое подразумевает совместную реализацию масштабного проекта. Речь идет о строительстве 41 детского сада, - говорит начальник управления дошкольного образования министерства образования и науки Челябинской области Елена Комарова. - В настоящее время предложения сформулированы по 24 объектам строительства, определены земельные участки под их размещение, стартовал прием заявок от потенциальных инвесторов.

    Отметим, что все 24 будущих детсада, которые решено построить в городах и поселках Южного Урала, проходят единым лотом, чуть позже планируется подготовить предложение для инвесторов по возведению дошкольных учреждений в областном центре (речь идет еще о 17 зданиях, которые также будут объединены в один лот).

    До 2016 года в регионе необходимо открыть около 15 тысяч новых мест в детсадах (80 образовательных учреждений), чтобы удовлетворить потребность в дошкольном образовании детей 3-7 лет. На начало учебного года ждали своей очереди 2,7 тысячи дошколят этого возраста. При этом количество желающих получить путевку в детсад в этом году (так называемая "актуальная очередь") в 10 раз больше.

    - Мы находимся в фазе роста численности населения, на демографической волне: в прошлом году в регионе прибавилось 13,5 тысячи человек в возрасте до 7 лет, поэтому места в детсадах сегодня достаточно востребованны, - говорит Елена Комарова. - В области реализуется федеральный проект модернизации региональных систем дошкольного образования на условиях софинансирования: в прошлом году открылось 18 новых детсадов, в текущем планируем ввести в эксплуатацию еще 21 учреждение. Хотя по охвату дошкольным образованием Челябинская область лидирует в УрФО, все же пока спрос на места в детсадах у нас удовлетворен не полностью. Бюджетные возможности ограничены, поэтому есть необходимость привлечения в эту сферу частного капитала.

    Требуются олигархи-альтруисты

    - Концессионер должен заключить с правительством Челябинской области в лице министерства образования и науки соглашение о том, что он обязуется построить объект дошкольного образования. Затем по окончании строительства в течение 10 лет из областного бюджета ему будут возмещать затраченные средства, но в определенных размерах, - разъясняет министр образования и науки Челябинской области Александр Кузнецов.

    С точки зрения организации бюджетных выплат весьма удобно: получается, область приобретает у частника детсад в рассрочку. Да и для инвестора в таком сотрудничестве есть резон - риск невозврата вложенных средств нулевой. Основная сложность в другом: строительство зданий изначально будет вестись целиком на средства инвестора, а старт компенсационных выплат из бюджета возможен только после сдачи учреждений в эксплуатацию. Таким образом, стартовый капитал требуется весьма внушительный.

    При этом солидные затраты необходимы уже на этапе получения согласований. Ведь инвестор за свой счет должен не только покрыть расходы на разработку проекта, но и провести инженерные изыскания, госэкспертизу, а также обеспечить наличие всех необходимых коммуникаций на арендованном земельном участке. При этом в списке площадок под строительство есть земельные наделы, к которым ни вода, ни электрические сети не подведены. Даже если взять за основу среднюю по области себестоимость одного места в детсаду - 790 тысяч рублей - то после нехитрых расчетов получим, что на строительство 41 здания на 220 мест каждое необходимо свыше семи миллиардов рублей.

    Сумма впечатляющая, особенно если учесть, что через десять лет здания детсадов будут переданы в ведение муниципалитетов. То есть у инвестора в запасе только этот срок, в течение которого он сможет получать прибыль, организовав частный бизнес в построенных детсадах. Никто не станет при этом диктовать бизнесмену ценовую политику, он будет сам волен установить тот размер родительской платы, который посчитает экономически выгодным.

    В Челябинске есть частные детсады, где плата за одного ребенка превышает 10-11 тысяч рублей в месяц, в то время как в муниципальных учреждениях она почти в 10 раз ниже. Одно из условий концессионного соглашения: инвестор обязан обеспечить 100-процентную наполняемость детсада - это и есть своего рода "ценовой фильтр", особенно в малых муниципалитетах, где платежеспособность населения не такая высокая, как в областном центре. Скорее всего, инвестору придется, выполняя условия соглашения, снижать размер родительской платы, максимально приближая ее к муниципальным расценкам, в которые, заметим, в основном закладываются лишь расходы на питание детей. Но работать в этом случае коммерческий детсад будет с нулевой рентабельностью.

    Есть и альтернативный вариант - сдача построенных зданий в аренду на 10 лет с последующей их передачей в собственность либо муниципалитету, либо частной организации, предоставляющей услуги дошкольного образования. По мнению экспертов, этот механизм возврата инвестиций экономически более выгодный, ведь есть гарантия получения прибыли, пусть и небольшой.

    Хозяин "понарошку"

    Еще раз подчеркнем: после сдачи в эксплуатацию детсады, построенные в рамках концессионного соглашения, автоматически перейдут в собственность субъекта РФ. В течение десяти лет инвестор не сможет стать владельцем ни земли, ни самого строения, а когда срок соглашения истечет, здания будут переданы муниципалитету, то есть бизнес в любом случае придется свернуть. Хотя, по словам специалистов дошкольного образования, само понятие "бизнес" в данной сфере неуместно, так как основная цель деятельности - вовсе не извлечение прибыли, а воспитание подрастающего поколения. И пока переход на рыночные рельсы здесь явно затормозился.

    - Открытие частного детсада - процесс весьма специфический, далеко не каждый предприниматель решится вкладывать деньги в дошкольное образование. Скорее всего, люди приходят в этот бизнес не ради большой прибыли, а из-за любви к детям, рентабельность здесь невысока, - говорит владелица челябинского частного центра по уходу и присмотру за детьми Екатерина Подшивалова.

    Впрочем, предпринимательница настроена достаточно оптимистично и видит в концессионном соглашении возможности для развития частной инициативы в этой специфической сфере. Правда, пока ажиотажа нет: в региональное министерство образования и науки, которое ведет прием заявок от потенциальных инвесторов, желающих заключить концессионное соглашение на строительство детсадов, не поступило ни одного обращения. Прием заявок завершится 3 октября.

    А как у соседей

    В Свердловской области 38 частных детских садов, в них воспитываются 4 655 детей. Большинство негосударственных учреждений (33) расположены в Екатеринбурге. В 2014 году областной бюджет субсидирует негосударственные детсады в части оплаты труда педработников и учебных расходов в объеме 172 миллионов рублей. Обязательное условие получения субсидии - снижение родительской платы на такую же сумму. На содержание муниципальных дошкольных учреждений в бюджете заложено почти 28 миллиардов рублей.

    Поделиться