О том, что через пограничный пункт пропуска "Воскресенское" в Половинском районе из Казахстана в Зауралье прошли несколько груженных зерном КамАЗов, в управление Россельхознадзора по Курганской области сообщили пограничники. Сотрудники надзорного ведомства обратились на элеватор, для которого предназначался груз, с просьбой предоставить обязательный в таких случаях фитосанитарный сертификат международного образца, подтверждающий безопасность и качество продукции. Но там развели руками: никакого казахстанского зерна не поступало, согласно документам пшеница выращена в России.
- Действительно, по накладным зерно отечественное, - рассказала корреспонденту "РГ" начальник отдела надзора в области карантина растений регионального управления Россельхознадзора Нина Шмурыгина. - Однако нет никаких сомнений, что его привезли из Казахстана, так как номера машин, проследовавших через границу и на элеватор, совпадают. Чтобы доказать это, нужно провести расследование, но мы не имеем таких полномочий.
В качестве перевозчика в сопроводительных документах указана челябинская фирма. По словам Нины Шмурыгиной, ведомство направило письмо южноуральским коллегам, чтобы те включили предприятие в план проверок. Но главная проблема не в возможных махинациях. Специалистов Россельхознадзора больше тревожат вполне реальные негативные последствия для полей Зауралья.
Как пояснили в ведомстве, в Казахстане зафиксированы очаги карантинных растений, которые в РФ встречаются только на локальных территориях. Самый опасный сорняк - горчак розовый. Он снижает урожайность и качество культур, а также продуктивность пастбищ. Мука, произведенная из зерна, засоренного семенами этого растения-паразита, делает ее горькой и малопригодной даже для фуража. Сено с горчаком портит вкус молока у коров и ядовито для многих животных, особенно для лошадей. Главное, от этого сорняка трудно избавиться, если он попадет на поле. Руководителям элеваторов об этом регулярно рассказывают, но, как показывает практика, не все этот урок усвоили: многие по-прежнему невнимательно проверяют документы, принимая зерно. А то и просто хитрят, потому что знают: зерно с карантинным международным сертификатом должно быть размещено в специально обработанных фумигантами складских помещениях. А фумигация (уничтожение вредителей и возбудителей болезней растений путем отравления их ядовитыми парами или газами)- дело затратное, не все хотят выделять на нее средства.
В Россельхознадзоре подчеркивают: до образования в 2011 году Таможенного союза (ТС) завозить зерно из Казахстана в Россию автотранспортом не разрешалось - только в герметичных железнодорожных вагонах и специальных судах. Сейчас товары из государств-участников ТС следуют через автомобильные и железнодорожные пункты пропуска без прохождения ветеринарного и фитосанитарного контроля, поэтому и возник риск завоза опасной продукции.
- До нас и раньше доходила информация, что зерно завозят машинами из Казахстана, но мы не знали, как остановить этот поток, - рассказывает Нина Шмурыгина. - Весной текущего года курганское управление Россельхознадзора заключило соглашение о взаимодействии с Пограничным управлением ФСБ России по Курганской и Тюменской областям, в рамках которого они теперь уведомляют нас о прохождении подкарантинной продукции.
В областном департаменте сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности тоже озабочены: кроме опасности распространения сорняков специалисты ведомства видят в поставках казахстанской продукции угрозу сбить цены на местном зерновом рынке.
- Ввиду разных мер государственной поддержки себестоимость производства зерна в Казахстане ниже, чем у нас, - поясняет начальник отдела растениеводства и защиты растений департамента Александр Цыганов.
В ведомстве не исключают и такой вариант: коммерсанты закупили дешевое зерно в соседней республике, оставили на хранение на элеваторе, а при удобном случае продадут подороже. Однако правоохранителям стоило бы выяснить, каким образом казахстанское зерно на границе превращается в российское.