Новости

18.09.2014 00:59
Рубрика: Власть

Нарышкин в гостях у "Орлова"

Депутаты Госдумы хотят ограничить зарубежное влияние на российские СМИ
Украинская тема по-прежнему остается самой главной в повестке Государственной Думы. Она постоянно возникает в думских дискуссиях, на нее ориентируются новые депутатские инициативы, ею проверяются уже действующие законы - нет ли в них чего-то такого, что позволило бы украинский сценарий перенести на российскую землю.

"Те, кто держит в своих руках рычаги внешней политики объединенного Запада, похоже, видят свою задачу не в том, чтобы найти подлинный выход из украинского кризиса, а в том, чтобы объявить новую политическую войну России, ослабить нашу экономику и попытаться подготовить условия для того, что они называют сменой режима в нашей стране", - объяснил совсем не случайные опасения коллег, выступая в среду с думской трибуны, председатель Комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков.

Поэтому на Охотном Ряду многие с пониманием отнеслись к инициативе либерал-демократа Вадима Деньгина, коммуниста Дениса Вороненкова и "справоросса" Владимира Парахина, предложивших ограничить 20 процентами максимально возможную долю зарубежных акционеров в капитале компаний, владеющих российскими средствами массовой информации. Законопроект в среду был внесен в Госдуму.

"Законодательная инициатива моих коллег по определению максимально возможной доли владения российских СМИ иностранцами предлагает правовое решение одного из важнейших аспектов укрепления суверенитета России", - заявил вице-спикер Госдумы "единоросс" Сергей Железняк. По его мнению, предлагаемые депутатами изменения в законодательстве о СМИ "позволят защитить национальный суверенитет страны, поскольку в условиях информационного общества средства массовой информации во многом влияют на предпочтения граждан и формируют общественное мнение". "В этой связи контроль над СМИ со стороны иностранных лиц, - уточнил Железняк, - один из способов скрытого воздействия в целом на страну и попытки повлиять на принимаемые решения".

Вице-спикер отметил, что подобные ограничения - распространенная мировая практика - "большинство суверенных государств определяет максимально возможную долю участия иностранных компаний и физических лиц в управлении отечественными СМИ". Например, согласно данным Института социально-экономических и политических исследований, в Австралии доля владения иностранными инвесторами в национальных СМИ ограничена 30%. В Канаде на долю иностранного участия в электронных СМИ установлен барьер в 46%. В США иностранные лица могут контролировать не более 25% долей акций американских телеканалов и радиостанций. Во Франции участие в СМИ представителей стран, не являющихся членами Европейского союза, ограничено 20%. В Великобритании доля иностранного участия не должна превышать долю британского. Японские власти ограничили присутствие зарубежных компаний 20% в основных вещательных каналах.

Так что инициатива коллег, как полагает Сергей Железняк, имеет право на существование - "важно то, что законопроект содержит взвешенные переходные положения и позволит участникам отрасли подготовиться к реализации его норм". Поэтому вице-спикер пообещал, что эта инициатива будет оперативно изучена и рассмотрена на заседании профильного комитета.

Авторы законопроекта предлагают запретить выступать учредителями какого-либо СМИ не только иностранным физическим и юридическим лицам, но и гражданам России, имеющим двойное гражданство, и лицам без гражданства. Ограничения предлагается ввести с 1 января 2016 года. Согласно законопроекту, владельцам СМИ дается время до 1 февраля 2017 года на приведение всей корпоративной цепочки в соответствие с законом, а новые документы о владельцах и учредителях должны быть переданы в Роскомнадзор не позднее 15 февраля 2017 года. В противном случае деятельность такого СМИ будет приостановлена через суд.

Между тем

На вчерашнем пленарном заседании палаты депутаты приняли в первом чтении пакет законопроектов об особых экономических зонах, которые, как заявил председатель Комитета Госдумы по экономической политике Игорь Руденский, "остаются в настоящее время одним из действующих механизмов привлечения прямых инвестиций, в том числе иностранных компаний, обладающих передовыми технологиями, столь необходимыми для дальнейшего развития российской экономики". Одним законопроектом предлагается разделить особые экономические зоны на федеральные и региональные. Другой - вносит связанные с этим поправки в Налоговый кодекс. Еще две инициативы продлевают срок функционирования особой экономической зоны в Магаданской области на 11 лет - до 31 декабря 2025 года.

Власть Работа власти Госуправление Общество СМИ и соцсети Законодательная власть Госдума