Новости

18.09.2014 00:40
Рубрика: Экономика

Ловушка для инвестора

Как регионы с несырьевой экономикой привлекают иностранный капитал
В числе лидеров по привлечению иностранных инвестиций в российскую экономику традиционно оказываются сырьевые регионы и крупные столичные агломерации. Однако шансы поймать на крючок инвестора есть и у субъектов Федерации, которые не могут похвастаться обилием природных ресурсов. "Российская газета" изучила опыт таких регионов.

Как показало исследование Национального рейтингового агентства (НРА), первую тройку регионов по объему прямых иностранных инвестиций на душу населения второй год подряд формируют Ненецкий и Ямало-Ненецкий автономные округа и Сахалинская область. Это субъекты Федерации, где уже несколько лет реализуются крупные инвестиционные проекты с участием международных нефтегазовых компаний.

Четвертую позицию сохранила за собой Калужская область. Как отмечают эксперты НРА, этому региону удается сочетать ряд базовых стратегических преимуществ - таких, как близость к Москве и основным транспортным магистралям, с благоприятным инвестиционным климатом. "Еще одним фактором успеха Калужской области является хорошо узнаваемый в инвестиционном сообществе бренд региона", - говорится в обзоре национального рейтингового агентства.

Создать узнаваемый бренд на международном рынке удалось и Республике Татарстан, которая по уровню ПИИ на душу населения находится на 16-м месте. В 2012 году субъект запустил масштабную рекламную кампанию "Invest in Tatarstan". Ролики о регионе транслировались на мировом телеканале CNBC, охватывая вещанием территорию Европы и Азиатских стран.

Как признается руководитель республиканского Агентства инвестиционного развития Линар Якупов, вначале некоторые иностранные инвесторы искали Татарстан на карте, решив, что это суверенное государство. Результат, тем не менее, оказался впечатляющим. Узнаваемость республики на международной арене увеличилась с 18 до 50%. А объем прямых иностранных инвестиций в экономику Татарстана увеличился со 100 млн долларов США в 2011 году до 580 млн долларов в 2012-м.

Разумеется, одного узнаваемого бренда мало. Чтобы заинтересовать иностранного инвестора, необходимы инфраструктура и готовность региональных властей проводить последовательную инвестиционную политику. В Татарстане, к примеру, действует около 30 инвестиционных площадок, в том числе особые экономические зоны "Алабуга" и "Иннополис".

Ставку на предоставление инвесторам готовых промышленных площадок делают сейчас власти Псковской области (27-е место по уровню прямых иностранных инвестиций на душу населения в рейтинге Национального рейтингового агентства). Два года назад Дмитрий Медведев подписал постановление о создании в регионе особой экономической зоны промышленно-производственного типа "Моглино".

Инженерная и коммунальная инфраструктура ОЭЗ создается за счет федерального и регионального бюджетов. Резиденты особой зоны получают льготы при уплате налога на прибыль в бюджет региона (нулевая ставка на 7 лет). Кроме того, инвестора освобождают от транспортного налога в течение 10 лет с момента постановки транспортных средств на баланс, от налога на имущество на 10 лет и от налога на землю на 5 лет.

На сегодняшний день у зоны один резидент - датская компания по производству котельного оборудования "Brix & Kamp", которая осенью приступает к строительству завода. Свой интерес подтверждают финские, немецкие и итальянские компании, работающие в сегменте строительных материалов и автокомпонентов.

- Мы прекрасно осознаем потребность компаний среднего уровня в готовых производственных помещениях и занимаемся проектирование типовых заводов "под ключ", - отмечает генеральный директор псковской ОЭЗ Ольга Торбич.

Приток прямых иностранных инвестиций в Калининградскую область, "зажатую" между двумя государствами Евросоюза, в прошлом году увеличился почти в два с половиной раза по сравнению с 2012 годом. С 21-го места в рейтинге НРА регион переместился на 13-е.

Привлекательность Калининградской области, как отмечают сами иностранные инвесторы, во многом связана с льготами двух законов об Особой экономической зоне. Первый закон был принят в 1996 году. Предприятия области могли свободно ввозить сырье и многие детали готовой продукции из сопредельных стран и вывозить в Россию товар, произведенный в регионе из иностранных комплектующих, без уплаты таможенных пошлин и сборов. В 2006 году вступил в силу второй закон об Особой экономической зоне. Он предусматривает налоговые льготы для крупных инвесторов, готовых вложить в региональную экономику не меньше 150 миллионов рублей в течение трех лет.

Новый закон продлил действие старого документа на 10 лет - до 1 апреля 2016 года. "Сейчас на высшем уровне принимается решение о компенсации потерь, которые резиденты первой особой экономической зоны понесут в 2016 году в связи с отменой таможенных льгот", - комментирует ситуацию исполнительный директор Ассоциации иностранных инвесторов (АИИ) в Калининградской области Елена Решетняк.

В АИИ входят 36 компаний. Их предприятия обеспечивают работой почти 10 тысяч человек и ежегодно уплачивают в региональный бюджет около 1,5 млрд рублей. По словам Елены Решетняк, большинство членов ассоциации пришли в Калининградскую область 10-15 лет назад в рамках первого закона об ОЭЗ. Есть инвесторы - резиденты второй особой экономической зоны, но их значительно меньше.

- Если решение о компенсации потерь не будет принято, активность калининградских инвесторов существенно снизится, - продолжает Елена Решетняк. - Компании, которые появились в рамках первого закона об особой экономической зоне, ориентировались на поставку продукции в "большую Россию". Внутренний рынок Калининградской области слишком мал, чтобы потребить все эти товары

Комментарий

Юрий Войцеховский, исполнительный директор российского инвестиционного агентства "Инвестируйте в Россию"

Регионы, которые успешно работают с иностранными инвесторами, у всех на слуху. Это Калужская область, Татарстан, Свердловская и Рязанская области, и ряд других. Активно ищут новые подходы в работе с инвесторами Вологда, Калининград, Волгоград и другие. Сейчас практически во всех субъектах РФ созданы региональные инвестиционные агентства, но активно работают из них около половины. Для успешного привлечения инвестиций важна установка руководства субъекта, готовность губернатора к диалогу с бизнесом. Ну и, конечно, важен человеческий фактор. Ведь инвестор - это в первую очередь человек, и выстраивает отношения он с конкретными людьми. Поэтому привлечение инвестиций - это не спринт, а марафон. И бизнес - это прежде всего отношения.

Экономика Финансы Инвестиции