Проект по лекарственному обеспечению принес первые результаты

Модернизация, которая проводится в системе здравоохранения нашей страны, направлена на повышение доступности и улучшение качества медицинской помощи. Она должна улучшить демографические процессы, происходящие в стране, и качество жизни населения. Определенные успехи уже есть: снижается смертность, повысилась рождаемость, несколько выросла средняя продолжительность жизни россиян. Однако более существенных сдвигов, соответствующих вложенным средствам, в демографии страны, к сожалению, не произошло.

Одной из причин является нерешенность проблемы адекватного амбулаторного лечения пациентов,в том числе и трудоспособного возраста, не входящих в льготные категории. Многие люди, страдающие хроническими заболеваниями, не принимают необходимых им лекарственных средств, а вместо обращения к врачам часто прибегают к безответственному лечению на дому своими силами. В результате затрудняется ранняя диагностика заболеваний, растет число осложнений. А это увеличивает потребности в преимущественно дорогостоящей стационарной и скорой медицинской помощи, не способствует рациональному использованию ограниченных финансовых ресурсов национального здравоохранения.

Преодоление этих негативных тенденций возможно только при организации всеобщего обязательного лекарственного страхования, присутствующего в здравоохранении практически всех развитых стран мира. Даже некоторые небогатые страны бывшего СССР, в частности Молдавия, внедряют элементы лекарственного страхования, считая это приоритетом.

Концепция лекарственного страхования не является чем-то новым и для России. Еще в 2007-2008 годах она была детально проработана Федеральным фондом ОМС. Введение всеобщего лекарственного страхования предусмотрено также Стратегией лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025 года. Однако его реализация постоянно откладывается из-за недостаточности средств.

В Кировской области показатель смертности от болезней системы кровообращения выше, чем в целом по Российской Федерации. Причины этого - неэффективный контроль факторов риска со стороны пациентов и больший удельный вес населения старшей возрастной группы. Единственным эффективным способом лечения сердечно-сосудистых заболеваний, как и других неинфекционных хронических недугов, является ежедневный пожизненный контролируемый прием препаратов, входящих в стандарт лечения. Но в отличие от развитых стран у нас распространен прием лекарств от случая к случаю. Согласно опросам, отсутствие приверженности к нормальному лечению люди объясняют как экономическими причинами (у пациентов не хватает денег на лекарства), привычками и агрессивной рекламой БАДов и нетрадиционной медицины, так и медицинскими факторами: нередко врачи, особенно старшего возраста, лечат таких больных по старинке, не используя современные схемы терапии.

Правительство Кировской области с 2013 года реализует пилотный проект по лекарственному обеспечению граждан, страдающих артериальной гипертензией и ишемической болезнью сердца. По нашему проекту проводится обеспечение медикаментами в соответствии со стандартами лечения пациентов с артериальной гипертонией и ишемической болезнью сердца, а также их сочетанием. Первоначально в соответствии с ними и была рассчитана потребность в лекарствах и определены необходимые финансовые ресурсы.

На первом этапе пилотный проект было решено провести на территории двух муниципальных образований - в городе Слободской и Слободском районе. Позже, с августа 2013 года, он был расширен на Белохолуницкий район, город Вятские Поляны и Вятскополянский район. С декабря 2013 года в проект включены также Яранский, Советский и Омутнинский районы.

Общая численность населения, проживающего в пилотных муниципальных образованиях, около 242 тыс. человек, или 18,4% от численности населения Кировской области. В реализации пилотного проекта участвуют более 30,8 тыс. человек (13% от населения "пилотных" муниципалитетов). В соответствии со стандартами были закуплены медикаменты по 17 международным непатентованным наименованиям. При этом была получена экономия до 50% к расчетной стоимости. Общий объем финансирования проекта составил около 20 млн рублей в год.

Пациенты, участвующие в проекте, проходят обучение в школах для пациентов и обеспечиваются необходимыми препаратами. Врачи - участники проекта ведут мониторинг заболевания. Пациенты регулярно получают лекарства на условиях соплатежа в размере 10% стоимости. По нашему мнению, это обеспечивает высокую приверженность к лечению.

Оценка эффективности пилотного проекта возможна на примере тех муниципальных образований, где он стартовал раньше всего: города Слободского и Слободского района. В этих муниципалитетах в проект включены 7,3 тыс. человек. По предварительным данным, на начало 2014 года общая смертность на территории района составила 15,1 случая на 1 тыс. человек, на территории города - 15,2 случая на 1 тыс. человек населения, что ниже среднеобластного показателя 2013 года на 1,9% и 1,3%, соответственно. В этих муниципальных образованиях было отмечено снижение и общей смертности в сравнении с прошлым годом - этот показатель по городу Слободскому снизился на 13,2%, по Слободскому району - на 11,1%.

Уровень смертности от болезней системы кровообращения на территории пилотных муниципальных образований также ниже среднеобластного.

Смертность от болезней системы кровообращения в г. Слободском и Слободском районе в сравнении с прошлым годом снизилась на 27,4% и 18% соответственно, что значительно превышает динамику среднеобластного показателя смертности, который снизился на 6,1%.

На 36,3% и 20,1%, соответственно, в городе и районе снизилась смертность от инфарктов, на 24% - количество вызовов "скорой медицинской помощи" (по области - на 4%), на 27,3% уменьшилось число госпитализаций в стационар с круглосуточным пребыванием (по области - на 6,5%). В пять раз увеличилось число пациентов, охваченных образовательными программами.

Учитывая эффективность пилотного проекта, в 2014 году мы распространили его на территорию Котельничского и Оричевского районов и надеемся подвести первые итоги расширенного пилота в конце года. Общий же экономический эффект еще предстоит проанализировать и посчитать, но предварительные данные говорят, что он в разы превышает затраты на реализацию.

мнение

Юрий Мочалин, директор по корпоративным связям и работе с государственными органами компании "АстраЗенека":

- Мы с радостью отмечаем, что сегодня вопросы, касающиеся практического внедрения Стратегии лекарственного обеспечения населения РФ, обсуждаются в конструктивном диалоге с бизнес-сообществом. Минздрав России открыт к обсуждению идей по реализации моделей лекарственного страхования в пилотных регионах. У нас есть конкретные предложения по эффективным моделям лекарственного обеспечения, которые являются результатом совместной работы фармацевтических ассоциаций AIPM и InPharma. Эти рекомендации учитывают как лучшие международные практики, так и существующие в России возможности лекарственного обеспечения. Мы очень рады, что минздрав и другие участники дискуссии по внедрению Стратегии лекарственного обеспечения с большим интересом отнеслись к рекомендуемой бизнес-сообществом модели, и именно она сейчас рассматривается как базовая.

В рамках этой модели льготного лекарственного обеспечения, предлагаемой для тестирования в пилотных проектах, предполагается охват трудоспособного населения по нескольким нозологиям, вносящим наибольший вклад в ухудшение демографической ситуации в России. Модель в ряде случаев подразумевает не только полное возмещение, но и соплатежи, размер которых зависит от стоимости препарата и тяжести заболевания.

"АстраЗенека" является активным участником межведомственных совещаний по этим вопросам. Надеюсь, что мы сможем внести свой вклад в скорейшее внедрение пилотных проектов по лекарственному обеспечению.