У Театра Российской армии, предоставившего в распоряжение варшавско-питерской команды свой зал и свою труппу, по красной дорожке проследовал московский бомонд: звезды театра и эстрады, композиторы, режиссеры - атмосфера события незаурядного: первый в России 3D-мюзикл обещает жанру новые перспективы.
Он начинается очень традиционно: легендарная звезда немого кино, уже угасшая и увядшая, печально вспоминает свою блестящую карьеру от детства в бедном варшавском дворике до истерической любви миллионов зрителей мира, газетных сплетен и безуспешных поисков счастья на вершине славы. И ее рассказ иллюстрируется живыми картинами. Вот дворик, где играет какой-то бродячий джаз, вот неприступный предмет ее постоянной страсти - знаменитый кинорежиссер Эрнст Любич, сделавший ее своей музой, но не любовницей и не женой. А вот и девичьи мечты о том, чтобы стать актрисой.
С мечты и начинается то, ради чего стоит прийти на спектакль. Огромная сцена Театра Российской армии становится бездонной - она распахивается в мир. В самом буквальном смысле: вот легендарный берлинский кинотеатр Am Zoo, на экране которого триумфально начинала звезда. Вот реальные океанские просторы, и реальный собрат кэмероновского "Титаника" везет будущую диву в Америку, страну сбывшихся грез. Вот маршируют полчища гитлеровцев с факелами. Вот гроза над Ниццей: волны бьются о знаменитую Английскую набережную, бьется флаг над отелем "Негреско", слепят глаза молнии, и зрительный зал сотрясается от раскатов грома. Вот немыслимые по красоте и масштабности театрально-киношные шоу, имитирующие стиль кинокудесника Басби Беркли. А вот мы с героями спектакля летим в биплане над кручами, скалами, озерами и морями, делаем виражи и "бочки", инстинктивно хватаясь за ручки кресел. По залу летают самолеты, скачут кони и фырчат авто, на зрителей опрокидываются водопады.
Собственно, примерно это можно увидеть в тематическом парке с современными аттракционами - и на самолетике полетать, и мир обогнуть, и в виртуальном океане поплавать. Да и для посетителей кинотеатров 3D уже не диковинка. Открытие Януша Юзефовича состоит в том, чтобы соединить новейшие технологии с театральной сценой и ее законами. А это непросто: нужно предусмотреть перепады масштабов, чтобы толпа на экране не казалась сборищем муравьев рядом с живыми актерами. Еще труднее добиться полной синхронности двух действ - киношного и театрального. Добились, надо сказать, невероятного: не всегда различаешь, где в глаз тебе метит виртуальная ветка дерева с облетающей листвой, а где живой каскадер вылетает в зрительный зал так энергично, что зрители инстинктивно пригибаются. Умелое использование кино дает много преимуществ: легко и эффектно меняются места действия и ракурсы нашего взгляда, есть даже крупные планы - мы видим лицо героини и дрожание ее ресниц. Это в огромном амфитеатре немаловажно: там издалека наблюдаешь в основном перемещение человеческих фигур внизу на сцене, и насчет лица героини больше фантазируешь. Кинематографические сцены сделаны изобретательно: океан лучше не снял бы сам Джеймс Кэмерон, парящим на фонтанах танцовщицам позавидовал бы Басби Беркли. Превосходно найден ракурс в сцене у памятника Вашингтону: перед вами разрастается поле шляп, которое затем водопадом обрушится в зал, емко и лаконично обозначив крушение и американской экономики, и надежд героини.
Лучшие сцены спектакля придуманы восхитительно и действительно способны захватить дух. Как все доселе невиданное, их нужно обязательно посмотреть. Но они бесспорно перетягивают на себя внимание как авторов шоу, так и зрителей. На них ушла вся изобретательность авторов. И сюжет явно придумывался с целью нанизать эти придумки, как шашлык на шампур. И выбран простейший путь: тот самый пересказ биографии голливудской мегазвезды. Биография эффектна: упоминают и роман с Чарли Чаплиным, и брак с Рудольфо Валентино, и соперничество с Глорией Свенсон, и замужество за грузинским князем Мдивани. Есть повод показать кинохронику тех лет и множество фрагментов из фильмов с Полой Негри - за что отдельное спасибо. Архивные кадры в спектакль вмонтированы очень умело и отлично в нем работают, делая мюзикл еще и песней в честь великого смежного искусства - кино. Для упрощения сюжета эти перипетии опять-таки нанизаны на шампур одной, но пламенной страсти героини - ее безответной любви к Эрнсту Любичу. Но авторам все равно не удается избежать слабины любой инсценированной биографии - пунктирности, которая всегда не имеет рельефа: рассказ прочерчен как по линейке, диалоги невыразительны, потому что роль их служебна. И мы послушно терпим эти сюжетные интерлюдии в ожидании главного - нового аттракциона.
Человек с абсолютным слухом, Стоклоса слышит эти особенности линейного спектакля и музыку тоже пишет линейную, без рельефа - развития, лейтмотивов и кульминаций. Как и спектакль, музыка сложена из номеров, где есть очень эффектные (заводной финальный танец 1-го акта), а есть проходные, где превосходной Теоне Дольниковой в роли Полы и развернуться негде. Увы, совсем не получился, как мне показалось, Эрнст Любич у Гоши Куценко: возникли опереточные позы и штампы, микрофоны сделали слышимыми дефекты дикции. Вообще, огрехи первой пробы сил на новой сцене (спектакль долго и успешно шел в Петербурге) давали себя знать: почти все тексты вокальных номеров и даже некоторые диалоги были неразборчивы - забивались фонограммой. Это, надеюсь, обычные премьерные издержки очень сложного по конструкции шоу, но думать о них нужно.
Идея использовать новые технологии в театре витала в воздухе, но первым ее реализовал - и блистательно - Януш Юзефович. Наверняка в пробитую расщелину теперь ринутся многие режиссеры. Это сулит театру новые горизонты и новые опасности. Кино уже спикировало от искусства к аттракциону - пришла очередь театра, действа по определению условного. Театр силен уже тем, что включает воображение зрителя и виртуозно им дирижирует, добиваясь потрясения даже на пустой сцене. Опыт Юзефовича показал, что зритель действительно переключается на аттракцион и в кинематографически ярком антураже уже с трудом замечает лица - актеры превращаются в детали того же парка развлечений, утрамбованного в театральный зал. В принципе им уже не нужно играть нюансы - достаточно обозначить характер (желательно эксцентрический, как желтая репортерша Лоуэлла Парсонс в бенефисном исполнении Елены Анисимовой). Эти нюансы исключает сама идея мюзикла под громогласную минусовку, где даже пианиссимо оглушительно и рассчитано на стадионные масштабы.
Сейчас та же команда с теми же технологиями работает над "Джульеттой и Ромео". Шекспировский сюжет уже был реализован в парижском мюзикле - и этот опыт дал те же результаты: эффектные номера-аттракционы, гибрид театра со стадионом и цирком - и все это соединивший фабульный шампур. Сможет ли питерский спектакль найти какой-то новый, более гибкий и перспективный путь - покажет ближайшая премьера.