Кардиохирурги Астрахани спасли крымского подростка

Подростка из Крыма, на котором украинские медики не так давно поставили крест, спасли в Астраханском кардиоцентре. Необычный пациент перенес сложнейшую операцию на сердце и теперь, как и его сверстники, строит планы на будущее. Хотя не так давно самым большим желанием 17-летнего Никиты Шмигельского было просто выжить. Ведь из-за серьезной патологии сосудов он перестал ходить, есть и спать. Родители не стали мириться с прогнозами киевских "светил", которые предлагали им готовиться к худшему, а обратились за помощью к российским специалистам.

Зашалило сердце

Украинские врачи, можно сказать, поставили крест на этом некогда здоровом жизнерадостном парне. И если бы не астраханские кардиохирурги, к которым отец принес умирающего сына на руках, не известно, чем бы закончилась эта история.

Никите 17 лет. Он уже получил аттестат, однако в то время, когда его одноклассники усиленно готовились к выпускным экзаменам, подросток и его семья вели отчаянную борьбу за жизнь.

- У сына никогда не было проблем с сердцем. И когда в минувшем ноябре он пожаловался на жжение в груди, никто не мог подумать, насколько все серьезно, - вспоминает мама Венера Шмигельская.

Медики "Скорой" предположили, что у парня открылась язва желудка или обострился гастрит. Примечательно, это подтвердил и гастроэнтеролог. Однако боли и жжение прекращались лишь на время действия обезболивающего. Через три дня родители, всерьез обеспокоенные происходящим с их ребенком, настояли на проведении УЗИ сердца. Из кабинета ультразвуковой диагностики Никиту незамедлительно повезли в реанимацию.

- Врачи разглядели серьезные отклонения в аорте, питающей сердце. Сказали, в любой момент она может разорваться, а это смертельно опасно. Спасти сына могла только операция...

"Зачем мне жить?"

В тот момент Крым был еще частью Украины. И потому Шмигельские решили везти сына в столицу, в Киев. На поезде. Сами.

- Украинское здравоохранение оставляет желать лучшего, - говорит крымчанка. - Ребенку, находившемуся в таком тяжелом состоянии, не выделили ни специальный медицинский транспорт, ни сопровождающего медика. На каждой станции проводники вызывали "скорую" - был необходим постоянный мониторинг давления. А когда мы оказались в Киеве, там сразу предупредили: готовьте деньги! Приходилось платить буквально за все. Там никто и шагу не сделает за спасибо. Приходилось "благодарить" за каждый сделанный укол, за каждую капельницу, не говоря уже о самой операции. Даже за то, чтобы разогреть в микроволновке еду!

Но за спасение сына было не жалко никаких денег, и родители платили. Пребывание в Киеве вылилось в пять тысяч долларов, которые семье пришлось одолжить.
После операции киевские доктора гарантировали: все пройдет. Но лучше не становилось. Через десять дней Шмигельские были дома. И с того самого дня Никита начал чахнуть буквально на глазах. Из крепкого парня всего за несколько месяцев он превратился в живой скелет. Похудел на 30 килограммов и при росте 197 сантиметров стал весить 64 килограмма.

- Мы выполняли рекомендации медиков, но все было тщетно. Становилось только хуже. Поднялась высокая температура, в легких, а потом и в брюшной полости начала скапливаться жидкость. Сына лечили от воспаления легких, но ничего не помогало. Он уже не мог ни есть, ни спать. А его пичкали и пичкали таблетками - 12 наименований каждый день, - вспоминает мать.

Видя, как ухудшается состояние Никиты, родителей стали готовить к самому худшему. Но смириться с тем, что могут потерять сына, Шмигельские не могли.

- Знаете, как страшно слышать от своего ребенка: "Мама, зачем мне жить?" - не может сдержать слез Венера.

Спасительный референдум

Все это происходило как раз в тот момент, когда Крым присоединялся к России.

- Когда были озвучены результаты референдума, народ ликовал. Фейерверков было больше, чем в новогоднюю ночь. Люди радовались, что наконец-то что-то изменится к лучшему. Именно тогда мы поняли, что это наш шанс.

"Помогите, я теряю сына!" - кричащее письмо полетело в Кремль. Ответ не заставил себя долго ждать: Никиту по выделенной для него квоте пригласили на лечение в Астраханский кардиологический федеральный центр.

Процесс смены гражданства занял 16 дней. Теперь у всех Шмигельских российские паспорта. И, по их признанию, совсем другой уровень жизни.

- Российские медучреждения нас просто потрясли. Когда мы оказались в кардиоцентре, ожидали, что опять нам будут говорить, что нужны деньги. Но этого не произошло. Мы спрашивали, какие лекарства купить? Нам отвечали - ничего не нужно, все есть. На вопрос, сколько стоит операция, медики лишь улыбались - нисколько! Удивило и то, что за воду не нужно платить, кулеры на каждом этаже, и можно ими пользоваться столько, сколько хочешь.

Операция длилась четыре часа. В ходе нее было устранено лишнее сообщение между полостями сердца молодого человека и проведено протезирование восходящей аорты.

- У пациента было выявлено расслоение аорты, при котором кровь попадает из привычного русла в другой просвет, - сообщил кардиохирург Астраханского федерального кардиоцентра Игорь Чернов. - При этом угроза смерти остается высокой. Никита поступил к нам с одышкой, сердечной недостаточностью, с рядом осложнений, возникших после предыдущей операции. Ему требовалась незамедлительная помощь. И она ему была оказана.

Сейчас Никита уже дома. После операции прошло всего несколько недель, но парень явно идет на поправку.

- Появился аппетит и в целом интерес к жизни. А еще сын впервые за долгие месяцы начал улыбаться. И это дорого стоит! Огромное спасибо президенту России Владимиру Путину, а еще всему медицинскому персоналу Астраханского кардиоцентра. Спасибо за то, что мы россияне. Спасибо за то, что мой сын живой! - не устает повторять мама.

Кстати

Астраханский федеральный кардиологический центр - один из семи профильных кардиоцентров России, построенных в рамках национального проекта "Здоровье". В них оперируют пациентов (как взрослых, так и детей) при помощи высоких технологий. Здесь проводят 5 тысяч операций в год, в том числе 2,5 тысячи - на открытом сердце и столько же малоинвазивных, катетерных.

Когда Крым вошел в состав России, главный врач кардиоцентра Дмитрий Тарасов в составе делегации побывал в Республике Крым, чтобы оценить качество медицинского обслуживания в регионе. Пока в Крыму нет собственного кардиоцентра. Но в операциях на сердце нуждается немало крымчан. Теперь в Астрахани готовы принимать до 300 пациентов из Крыма в год.