Присяжные не признали экс-мэра Энгельса "крестным отцом"

Четырехлетнее уголовное разбирательство в отношении бывшего главы Энгельсского муниципального района Саратовской области Михаила Лысенко завершилось почти сенсацией. Присяжные оправдали бывшего чиновника по большинству предъявлявшихся ему обвинений: в организации банды, убийства и еще ряде преступлений. Однако признали его виновным в присвоении 92,4 миллиона рублей при продаже торгового центра "Лазурный" в Энгельсе и легализации этих денег.

Михаил Лысенко был задержан в результате операции правоохранительных органов в ноябре 2010 года. Губернатор Павел Ипатов и тогдашнее руководство МВД позиционировали происходящее как "декриминализацию" региона.

Вместе с Лысенко было задержано восемь человек, которых правоохранители считали участниками группировки, созданной в Энгельсе заместителем руководителя организации ветеранов боевых действий Юрием Нефедовым. По версии следствия, Нефедов работал на главу района, совершал преступления по его приказу. В отношении самого Нефедова дело было выделено в отдельное производство и рассмотрено в особом порядке. Он получил наказание в виде 8,5 лет лишения свободы и стал одним из основных свидетелей обвинения на процессе в отношении Михаила Лысенко. 

Главу района обвинили в том, что это он стоял за рядом криминальных событий 90-х - начале 2000-х годов в Энгельсе: убийством вора в законе Николая Балашова и войне между местными группировками.  Кроме того, по версии следствия, Лысенко в 2006 году незаконно получил 92,4 миллиона рублей при продаже недостроенного торгового центра в Энгельсе. Следствие квалифицировало его действия как получение взятки и легализацию денежных средств.

В свою очередь бывший глава района заявлял, что не имел никакого отношения к группировке Нефедова, и впервые увидел всех этих людей во время следствия. Что касается торгового центра, полученные деньги Михаил Лысенко называл платой, которую получил за то, что урегулировал конфликт между его владельцами и нашел покупателя на эту недвижимость.

Первый судебный процесс над Михаилом Лысенко и его подельниками продолжался почти десять месяцев и едва не закончился оправдательным решением суда. Судья распустил коллегию присяжных в момент вынесения вердикта, после того как она после перерыва не смогла собраться в полном составе.

Новый судебный процесс оказался короче и занял примерно полгода. Как объясняют его участники, за счет того, что в суд не стали вызвать некоторых свидетелей, которые не рассказали в прошлый раз чего-либо существенного по делу.

- Нам не дали тогда вынести вердикт, и мы хотели увидеть, чем закончится новый судебный процесс, - сообщил корреспонденту "РГ" один из бывших присяжных Дмитрий Ахтырченков.

Как рассказали экс-присяжные, сомнения в вине Лысенко у них вызвали многочисленные нестыковки и противоречия в уголовном деле.

- Например, оружие, которое следствие называло арсеналом банды, было ржавое и в непригодном состоянии, я, как жена офицера, могу в этом разобраться, - говорит другая присяжная Наталья Демарина.

Новая коллегия присяжных единогласно посчитала недоказанным участие Лысенко в организации банды, а также убийства криминального авторитета Николая Балашова, нападения на адвоката Михаила Венецкого и ряде других преступлений.

При этом для полного оправдания Лысенко не хватило всего одного голоса. По эпизоду о взятке мнение присяжных разделилось: семеро человек посчитали доказанной вину Лысенко, пятеро настаивали на его невиновности. Если бы голоса поделились поровну, экс-чиновник вышел бы на свободу.

Что касается остальных подсудимых, присяжные, хотя и не признали их участниками банды, но посчитали, что в ходе судебного разбирательства их вина в совершении конкретных уголовных преступлений доказана.

В частности присяжные согласились с тем, что именно Павел Новокрещеных участвовал в убийстве Николая Балашова в 1998 году, а Шерефетдин Байрамбеков в 2003 году стрелял из травматического пистолета в адвоката Венецкого.

В своем комментарии журналистам государственный обвинитель Эдуард Лохов подчеркнул, что никто из подсудимых присяжными оправдан полностью не был. Как отметил гособвинитель, по преступлению, в котором Лысенко признан виновным, предусмотрено максимальное наказание 12 лет лишения свободы, с учетом вынесенного присяжными решения о том, что бывший градоначальник заслуживает снисхождения ему может быть назначено не более 8 лет.

В свою очередь адвокат Виктор Паршуткин заявил, что не удовлетворен вынесенным вердиктом.

Как считают адвокаты Лысенко, его действия должны квалифицироваться не как вымогательство взятки, а по другой статье УК - "злоупотребление должностными полномочиями", по которой предусмотрено более мягкое наказание. С учетом уже отбытого бывшим мэром времени под стражей, он находится в СИЗО почти четыре года, это позволит защите поставить вопрос о его освобождении.

Сам Лысенко выслушал вердикт спокойно, экс-градоначальник не выразил эмоций ни при оправдании его в большинстве преступлений, ни при признании вины по взятке на последних минутах оглашения вердикта.

На 19 сентября судья Александр Дементьев назначил обсуждение вердикта гособвинением и защитой.

Известный саратовский адвокат и блогер Вячеслав Борисов, в прошлом проработавший 17 лет следователем и занимавшийся делами в отношении организованной преступности, сообщил корреспонденту "РГ", что его вынесенный присяжными вердикт не удивил.

- У меня этот судебный процесс вызвал ассоциации с делом по "Грозе" (одно из самых массовых убийств в истории криминальных разборок в нашей стране - расстрел 11 человек в 1995 году в офисе малого предприятия "Гроза" в Заводском районе Саратова, - Ред.), там обвиняемых также дважды оправдывали присяжные, так бывает, когда очень хочется раскрыть громкое дело и следствие увлекается, - сказал Борисов.