Белорусские актеры впервые прибыли в Томск в 1941-м, в самом начале Великой Отечественной войны: с гастролей в Одессе им пришлось ехать не домой, в Минск, который к тому моменту был захвачен фашистами, а в далекую Сибирь. С собой не было ни вещей, ни денег, ни каких-то запасов. Только то, что в чемоданах, собранных в дорогу, планировавшуюся недолгой. В Томске их приютил городской театр (сейчас в этом здании располагается ТЮЗ) и дал возможность играть собственные спектакли, а горожане помогали, чем могли.
Томск в годы войны был одним из промышленных центров, куда эвакуировали десятки заводов из других областей и республик. Сюда же доставляли с фронта тяжелораненых для лечения и реабилитации. Здесь, в тылу, был свой собственный фронт - трудовой и культурный. В это тяжелое время люди тянулись к искусству, как никогда, для многих оно становилось единственной отдушиной. И белорусский театр в этих непростых условиях ударными темпами восстанавливал свои постановки - еще довоенные, пользовавшиеся успехом в Минске.
Пьесы спешно переводили на русский язык - приходилось заново учить роли. С невероятными ухищрениями шились костюмы, изготавливались декорации... За годы в эвакуации 11 спектаклей были переведены с белорусского и поставлены 14 новых. Более 800 раз актеры выходили на сцену, их игру посмотрели свыше 700 тысяч человек: интеллигентов и простых рабочих, колхозников из близлежащих деревень, красноармейцев, отправляющихся воевать, раненых на излечении. Актеры вошли и в состав фронтовых бригад, выезжали на линию фронта и в партизанские леса.
В 1942 году в Томск пришла весть о трагической гибели Янки Купалы, именно тогда труппа обратилась с просьбой присвоить коллективу имя поэта, и возникла идея показать сибирякам веселую, искрометную и вместе с тем драматичную "Павлинку", которая навсегда стала визитной карточкой театра, его главным сокровищем.
Поскольку во фронтовые годы очень ценилась песня, позволяющая выплеснуть горе и душевную боль, Павлинка на сибирской сцене начала петь. У первой исполнительницы этой роли Раисы Кошельниковой был прекрасный голос, который задал стандарт всем будущим актрисам. Кстати, 19-летнюю Павлинку Кошельникова играла в возрасте 40 лет, и продержалась до 60!
Юбилейная постановка, которую увидели томичи 70 лет спустя, осталась классической во всех своих нюансах, как ее создавал в 1944-м режиссер Лев Литвинов: в Купаловском чтят традиции и не собираются ничего менять. Сама мысль о том, чтобы проводить над "Павлинкой" какие-либо эксперименты, ужасает художественного руководителя театра Николая Пинигина: "Это же классика, спектаклю 70 лет, как я могу что-то здесь трогать?" Практически неизменными сохраняются и декорации, придуманные художником Борисом Малкиным в 1943 году, - их обновляют, разумеется, но следуют при этом тому макету, который сейчас хранится в Минске в Музее истории театральной и музыкальной культуры Беларуси.
Символично и то, что совпадают два юбилея - 70-летие "Павлинки" и 70-летие образования Томской области. В связи с праздничной датой в Томске вспомнили о тех, кто поддерживал дух горожан в годы Великой Отечественной войны, и пригласили купаловцев на Дни белорусской культуры.
Впрочем, связь между Беларусью и Сибирью никогда не прерывалась насовсем, говорит Николай Пинигин:
- Я был на гастролях в Томске в 1985 году, ездил в 1990-е, и вот сейчас мы снова прибыли сюда. В 1985-м нас встречали люди, которые еще помнили Купаловский театр, ведь труппа провела в городе целых четыре долгих военных года. В этот раз нас пригласил томский департамент по культуре: в этом ведомстве работают замечательные женщины - наши землячки, родом из Беларуси, они и подали идею привезти на гастроли Театр им. Янки Купалы в рамках Дней белорусской культуры.
Отрадно, что принимающая сторона взяла на себя все финансовые вопросы, потому что поездки такого рода полностью зависят от наличия или отсутствия денег у театра. И без поддержки губернатора Томской области купаловцы вряд ли сумели бы подарить сибирякам одну из самых драгоценных частиц белорусской культуры.