Однако налоговая система в ближайшие три года может претерпеть довольно существенные изменения. Они предусмотрены проектом поправок в Налоговый кодекс, который после долгого обсуждения внесен правительством в Государственную Думу. Изменения касаются акцизов, налога на доходы физических лиц (НДФЛ), "налогового маневра" в нефтяной отрасли.
Ставки подакцизных товаров индексируются. При этом в отношении крепкой и слабоалкогольной продукции в ближайшие два года будут действовать те же ставки, что и сейчас. А вот сигареты будут стоить еще дороже, акцизы на табак по-прежнему будут расти быстрее инфляции. Могли бы еще быстрее, если бы не проблема "серого" импорта сигарет из стран - партнеров России по Таможенному союзу, где ставки табачных акцизов низкие.
Ставка по дивидендам повышается до уровня НДФЛ по зарплате (13 процентов). Действующая пониженная ставка (9 процентов) должна была стимулировать внутреннего инвестора вкладываться в российские ценные бумаги. Повышение даст 32,8 миллиарда рублей - такие данные опубликовал минфин в пояснительной записке к законопроекту.
Наконец, правительство определилось окончательно с налоговым маневром в нефтяной отрасли. Задача заключалась в том, чтобы в ходе подготовки к созданию единого рынка нефти и нефтепродуктов в рамках Евразийского экономического союза постепенно снизить вывозные пошлины (как настаивают партнеры по ЕАЭС), но не потерять в доходах бюджета от нефтяной отрасли и при этом еще и не поставить крест на инвестпроектах нефтяных компаний.
Чтобы согласовать маневр с нефтяниками, минфину, как это следует из законопроекта, пришлось все-таки согласиться на некоторые потери в доходах бюджета от отрасли в следующем году. В течение трех лет таможенные пошлины на нефть сократятся в 1,7 раза, а на нефтепродукты - до 5 раз.
Одновременно фискальная нагрузка переносится на добычу: налог на добычу полезных ископаемых повышается в отношении нефти в 1,7 раза, на газовый конденсат - в 6,5 раза. Чтобы не спровоцировать тем самым рост цен на внутреннем рынке, минфин пошел на резкое снижение акцизов на нефтепродукты, да еще и решил предоставлять налоговые вычеты из акцизов на бензин и авиакеросин.
А эти акцизы формируют дорожные фонды. Выпадающие доходы регионов в результате снижения акцизов на топливо министр финансов Антон Силуанов на днях оценил в 164 миллиарда рублей.
Чтобы компенсировать эти потери, в региональные дорожные фонды пойдут все сборы от акцизов (сейчас часть поступает в федеральный бюджет), а недостающее будет возмещено трансферами из Федерального дорожного фонда.