Свои проекты они представят 3 декабря, а до конца года международное жюри выберет победителя, который получит 6 миллионов рублей в качестве награды и сможет участвовать в реализации собственных идей на практике. Об этом сегодня на пресс-конференции, посвященной подведению итогов конкурса, объявил главный архитектор столицы Сергей Кузнецов.
Напомню, проект развития берегов главной водной артерии города претендует на звание одного из самых масштабных в истории градостроительного преобразования Москвы за последние десятилетия. Он предполагает кардинально изменить роль реки в жизни города и превратить ее в украшение столицы и средоточение жизни горожан, освободив от нагромождения промышленных зон, транспортных магистралей и свалок. Чтобы разработать единый подход к реконструкции набережных и прилегающих территорий, а также собрать самые качественные идеи со всего мира, столичное правительство объявило международный конкурс, в котором смогли принять участие все желающие архитектурные бюро. За полтора месяца заявки подали 216 компаний, объединенные в 47 консорциумов из 15 стран, в числе которых Россия, Бельгия, Франция, Германия, Колумбия, Филиппины и другие.
В заявках содержались главным образом портфолио из реализованных проектов, так что жюри пока оценивало только способность и опыт архитекторов в разработке концепций подобных масштабов и направленности, ведь в работе с рекой нужен особый подход, включающий знания из различных отраслей. Помимо архитекторов работа найдется и для биологов, и для экологов, которым предстоит позаботиться уже о самой реке, а не только о ее берегах. В целом в разработке проектов у консорциумов не будет жестких рамок, чтобы они смогли предложить самые яркие идеи и объединить полезный опыт таких городов как Мадрид, Шанхай, Сеул, Лондон, Париж и других мегаполисов, успешно развивающих околоводные пространства у себя.
- В последние 2-3 года в Москве запущено много новых градостроительных проектов и практически все они реализуются через международные архитектурные конкурсы, чему я очень рад, - говорит Сергей Кузнецов. - Особое внимание уделяется реорганизации промзон, потому что в городе не должно быть заброшенных и неиспользуемых мест. Но они, к сожалению, есть и многие из них расположены на берегах Москвы-реки, так что разработка единого плана ее развития и преобразования просто необходима.
В последний раз берегами главной водной артерии Москвы занимались в 30-е и 50-е годы прошлого века - именно тогда они были одеты в гранит и застроены в том виде, в котором их можно видеть все сейчас. Многое было сделано правильно и подтверждение тому - роскошные архитектурные ансамбли вдоль реки в центре города, в которых водная гладь играет далеко не самую последнюю роль. Но позже трактовка реки как части городской среды, служащей удобству людей и украшению города отошла на дальний план. Берега застроили промышленными зонами, а набережные стали транспортными артериями с мощными потоками автомобилей и узкими участками пешеходной части.
В итоге мы имеем то, что имеем - на береговых линиях общей протяженностью 201 километр больше всего места занимают промышленные предприятия. На их долю приходится четверть всей прибрежной территории. Еще 10 процентов берегов заняты транспортной инфраструктурой, столько же жильем, а 12 процентов и вовсе не освоены и не благоустроены. Еще 24 процента заняты природными и общественными пространствами. Изменить это соотношение в пользу москвичей и гостей города, сделать для них реку доступной и интересной и предстоит архитекторам. Предполагается, что концепции будут предусматривать развитие реки вплоть до 2035 года. Каждый из шести вышедших в финал консорциумов получит 4 миллиона рублей на разработку концепций, а победителя дополнительно вознаградят суммой в шесть миллионов. Также его привлекут в качестве консультанта для дальнейшей разработки и реализации проекта.