В Смоленске открылась выставка гелиогравюр Леона Бакста

В Смоленске открылась выставка "Лев Бакст. В зените славы", на которой представлены работы одного из создателей чуда русского авангарда начала XX века.

Выставка Леона Бакста (настоящее имя - Лейб-Хаим Израилевич или Лев Самойлович Розенберг, 1866-1924) развернута в культурно-выставочном центре имени Тенишевых и продлится до середины октября. На ней представлено 68 работ - эскизы костюмов и декораций к спектаклям Ballets Russes Сергея Дягилева, а также его графика, выполненная в технике гелиогравюры и трафаретной печати (пушуар).

В годы первой русской революции Лев Бакст сотрудничал с сатирическими журналами "Жупел", "Адская почта" и "Сатирикон", оформлял журналы "Золотое руно" и "Аполлон", занимался книжной графикой и декоративным искусством. Во время революции 1905 года Бакст работал для журналов "Жупел", "Адская почта", "Сатирикон", позднее в художественном журнале "Аполлон". С 1907 года Бакст жил в основном в Париже и работал над театральными декорациями, произведя в этой сфере настоящую революцию и войдя в историю как автор декораций к дягилевским "Русским балетам" - "Клеопатре", "Шахерезаде", "Карнавалу", "Нарциссу", "Дафнису и Хлое". И нет никаких сомнений в том, что своим умопомрачительным успехом у европейской публики они во многом обязаны именно Баксту - он создал для русского балета столь фантастическую оправу, что мало кто сумел остаться равнодушным к этим постановкам.

Как часто бывает, у творчества Леона Бакста были все шансы уйти в небытие. Его эскизы прекрасно продавались, оседали у друзей и в частных коллекциях, а когда появилась идея выставки, оказалось, что показать, в общем, нечего. В 1913 году его друг, французский писатель, художник и кинорежиссер Жан Кокто предложил Баксту собрать его самые знаковые работы и сделать гелиогравюры. Так появилась эта серия, в которую вошло 77 работ. Пятьдесят из них Леон Бакст собственноручно раскрасил.

Леон Бакст использовал очень интересную технику. Для изготовления гелиогравюры художник покрывал стеклянную пластину желатином, потом проецировал на нее изображение с диапозитива, как при фотопечати, получая матрицу. С нее делались черно-белые оттиски. Техника пушуар, с помощью которой гелиогравюры обретали краски, также весьма сложна: художник насквозь протравливал медную пластину с помощью кислоты, получая трафарет, через который на бумагу с помощью кожаной подушечки наносилась краска одного цвета. Другой цвет наносился через другой трафарет, и так далее.

Выставку работ Леона Бакста в Смоленске организовали Европейский культурный клуб "Ферайн" и ювелирная группа "Смоленские бриллианты". Смоленские ювелиры участвуют в этом проекте неспроста: в одной из выполненных ими коллекций использованы мотивы русских балетов "Жар-птица", "Синий бог", "Тамара", "Шахерезада", элементов декораций и костюмов Леона Бакста.